Хочется сказать пару слов об одном человеке...
Денис 'Вий' Матора (1976-1996)
Вий впервые появился на Арбате в 94ом году прошедшего,20го столетия. Уже заканчивался серебряный век советского рок-андеграунда и начинался золотой. Скандинавский тип лица и зелёные глаза отождествляли его с героями собственных песен - викингами и отважными моряками.
Он бежал с крайнего севера - родительского гнезда в поисках счастья. Начинающему поэту и певцу мечталось реализовать свой талант, найти единомышленников, сколотить рок-группу(даже название было известно заранее) КОРИДОР. Но, вопреки мечтаниям юного творца, Москва оказалась отнюдь не воротами в вечность, но грязным, холодным и безнравственным рингом, где даже победители имели сомнительную ценность.
Украинец по национальности,Денис Матора(так его звали в миру),был рождён 5марта1976г от РХ в большом индустриальном шахтёрском городе Макеевка,что на Донбассе.Его отец Юрий(потомок древнего рода черниговских казаков),военный моряк,нёс свою службу на подводной лодке в Баренцевом море.Когда Денису было 5лет,семья переселилась на Кольский полуостров,в закрытый военный посёлок Гремиха,где служил отец.Вокруг была дикая бескрайная природа.
С одной стороны - тундра, земля лопарей-оленеводов. С другой - холодное Баренцево море.
Жизнь этого края и формировала палитру будущего мастера.Добавил в неё трагические тона нездоровый духовный климат места,как то:
глобальная культурная изоляция,
невежество и пьянство,
отношения в семье...
В14лет ему купили гитару.Он выучился играть,стал сочинять песни.После гибели Цоя видел вещий сон:Виктор предрёк ему продолжить своё дело.Видать,это отразилось на его имидже и псевдониме(не говоря уже о творчестве).Впоследствии он одевался в чёрное и зачастую представлялся Виктором(он почему-то не любил своего настоящего имени).В 18 он устроился юнгой на буксир.Но обстановка на корабле была холодной,а то и попросту враждебной к творческой личности с тонким пониманием мира.Когда буксир стоял в Мурманске на ремонте,Вий,получив первую зарплату,купил билет до Москвы,взял гитару и был таков.Там ему пришлось скитаться без крыши над головой,ночевать в подвалах и на чердаках,голодать,иметь проблемы с ментами.
Дорога привела его на Арбат,где среди неформальной и творческой молодёжи он искал себе подобных.Там впервые прозвучали его песни.Он мечтал записать их в электричестве.Братьев по разуму он нашёл не сразу.В постоянный и почти неизменный состав группы КОРИДОР вошли юная художница Лена Нечай,игравшая на гитаре-соло и басист Серж Ногайцев.Но зажравшаяся,брезгливая и легкомысленная московская публика всячески отвергала самородка что за его броскую непосредственность и простоту, что за его нелёгкий нрав.
Был он не то гадким утёнком,не то белым лебедем,будучи белой вороной.Надо сказать,что обладая бесспорным талантом он был крайне неуравновешен и конфликтен.
Вий играл с редкой для многих,колоссальной самоотдачей.Присутствие в поющем человеке такого неслыханного количества энергии,трагизма и драматизма песен удивляло окружающих.
Он мог самозабвенно петь много часов подряд,пока какой-нибудь тусовщик-сноб,утомлённый самобытностью в столь нечеловеческих дозах не забирал у него гитару.Так и не нашёл он своей экологической ниши в стабильной и заметной рок-жизни города.КОРИДОР играл на множестве домашних сейшенов,которые постоянно происходили в Москве в его эпоху.Вий часто играл на Арбате и в подземных переходах,зарабатывая на жизнь.Зальных же концертов,в которых состоялось его фрагментарное участие,было только 2 или 3.На одном из таковых(клуб Факел; март’96)я милостиво позволил спеть ему пару вещей в конце нашего выступления.Со мной,мудаком, он тогда мутил мой песенный проект.К тому времени он уже был весьма недурным гитаристом.
Вий рассказывал,увиденный им,сон : Идёт он по городу и слышит из ларька звукозаписи свои песни,но не в естественном виде,а многократно переработанные компьютером и с матерщиной. Сидят дед с бабкой у этого ларька и языками треплют.Из их трёпа Вий выделяет реплику, повествующую о том, что данные песни звучали во времена ихней молодости.”Постойте!” - кричит Вий,подбегая к ним:”Это же Я написал,это же Мои песни!” На что дед с бабкой замахали на него руками,зашумели на него и вовсе прогнали...
Зимой’95,будучи сражённым нешуточной депрессией, возникшей в частности от невостребованности миром себя,как человеческой и творческой единицы,делает попытку передислоцировать место приложения своих творческих сил и мылит лыжи в Ленинград,как город культовый для российской рок-музыки. Но встретив новый’96год, он возвращается в Москву,врубившись,что поменял шило на мыло.
В его музыкальном арсенале появляется губная гармошка,которой Вий виртуозно аккомпанирует себе и своей гитаре,собственноручно сделав нехитрое приспособление-подставку.Весной’96 года КОРИДОР у Лены дома записывает РУССКИЙ АЛЬБОМ,куда входят песни,написанные Вием на русский лад.Туда входят также 2 больших по об’ёму,устных сказания,созданных им по мотивам былин,преданий,народных песен и сказок.
Летом’96 Вий с Сержем отправляются на хипповый фестиваль RAINBOW,где находя интерес и понимание к своей музыке,но не повсеместно.Был случай,когда они лабали у одного костра,пришла знаменитая певица Умка и сказала ему,чтоб не пел такие грусные песни.Этот случай был закономерно - показательным.Он определил Умку,как жрицу молодёжной,развлекательной поп-культуры,а её поклонников - как подростков,кроме длины волос,ничем не отличающихся от тривиальных посетителей дискотек.Вий же сделался символом опозиции и экзистенциализма в андеграунде.Пишется песня ОТСТУПНИК.Там же сделана ещё одна культовая магнитофонная запись коллектива.Потом - поездка во Псков и концерт там.Неделей позже Вий посещает город Ярославль,откуда привозит ещё одну,на этот раз последнюю,и наверно свою самую серьёзную сольную запись,в которой уже чувствуется ощущение фатального исхода. Чуть позже - путешествие с Сержем на полуостров Крым,где по воле случайности их пути разминулись.Пишется последняя песня КОРАБЛИК МЕЧТЫ,текст которой до сих пор не найден.
В Планерском Вий знакомится и строит дальнейшие творческие планы с крымским рокабилли-контробасистом Сашей Гончаровым.Но им сбыться было уже не суждено.Вечером у костра они беседовали за будущее.Саше виделись площади европейских столиц.Вий же сказал,что к сожалению не светят ему эти дали,т.к. завтра погибнет.В ту ночь у костра он пел долго и,как никогда,здорово. Словно в последний раз.Так и оказалось.Следующем днём Вий прогуливался с чувихой по причалу. Что его заставило прыгнутьв море,тому есть две версии.
Версия1.Ветер сорвал шляпу с головы барышни и унёс её в море.
Версия2.Вий решил накормить тусовку и нырял за с’едобными морскими молюсками.
Так или иначе,на море был шторм в 9 баллов и его,вероятно,ударило головой о пирс,ибо утонуть он сам не мог,т.к.плавал,как рыба.А спасатели,сославшись на сильный шторм,работать отказались, дескать не он первый,не он последний.
Он ушёл в свою родную стихию,имя которой море.
Это случилось 11августа96г.
К сожалению сохранилось небольшое количество записей..
Треклист (сборка):
1. Бегство
2. Вечер Памяти
3. Имя на Снегу
4. Капитан Джек
5. На Почай-Реке
6. Отступник
7. Святая Дева
8. Смерть Колдуна
9.Солдат Индустриальной Войны
http://ifolder.ru/10563991
Отредактировано In Rock (2009-02-14 23:57:43)