Эта музыка будет вечной...

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Эта музыка будет вечной... » А в чём смысл? » Склад простыней.


Склад простыней.

Сообщений 61 страница 90 из 104

61

Ребят,вопрос из последнего поста остался открытым,если кто ответит - буду благодарна)

А вот нашлась (а значит,не моя) небезынтересная простыня, прошу прощения,если читалась уже кем-либо.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХРОНОТОПА 

В ТЕКСТАХ ПЕСЕН ГРУППЫ «NAUTILUS  POMPILIUS».

Пространство и время художественного произведения онтологически ориентированы на моделирование универсума («Пространство Вечности»), функция которого – выступать «овнешненной» этической мерой человека, его деяний и судьбы. В данной статье мы  обращаемся к анализу динамики хронотопа в текстах песен рок-поэзии группы «NAUTILUS  POMPILIUS» (автор большинства текстов – И. Кормильцев, но учитываются и тексты В. Бутусова и О. Широкова)..

Проблема художественного пространства и времени – это проблема онтологии искусства, его философских первооснов и в то же время это проблема  поэтики. Любое  художественное произведение – это иная действительность, претендующая на статус  универсума. Здесь возникает образ  мира – «сокращенная Вселенная», в центре которой стоит человек. А  Вечность и Космос – это абсолютные макрообразы пространства и времени. Образы Вечности  и Космоса генетически связаны с мифологической моделью мира. Выделим несколько общих закономерностей функционирования пространства и времени в песнях  «NAUTILUS  POMPILIUS».

1. Малое пространство и время повседневности как концентрированное воплощение Космоса и  Вечности.

этот город убийц, город  шлюх и воров

существует покуда мы верим в него

а откроем глаза – и его уже нет

и  мы стоим у  начала  веков[1]

(И. Кормильцев,  «Матерь  богов» / «Яблокитай»)

Действительности  задан  другой  масштаб, так как время, в котором живет лирический герой, меряется  не часами, а тысячелетиями. Эта  находка – оптимальная реализация фундаментального  конструктивного закона искусства, овеществляемого в хронотопе произведения – закона соотнесения современного с Вечным.

2. Соотнесение  локального в пространстве и времени сюжета  с  системой координат  Вечности:

я испытывал время собой

время  стерлось и стало другим

податливый гипс простыни

сохранил твою форму тепла (С.300)

(И. Кормильцев, «Эта музыка  будет вечной…» / «Разлука»)

Предмет  материального мира генерирует в себе координаты Вечности,  изменяя течение времени. В произведениях социальная модель мира, занимая почти целиком наглядно-зримое пространство и время, все же не герметична, не замкнута в собственной системе координат. Социальный мир здесь окружен ассоциативной аурой, в которой появляются символы Вечности – носители онтологической семантики (для Кормильцева это – небо, зима, река)

небо с улыбкой

смотрело на них

сквозь муть и плесень стекла (С.251)

(И. Кормильцев, «Негодяй и ангел» / «Титаник»)

3. Тенденция к тесному взаимопроникновению современности с Вечностью. Эта  тенденция осуществляется в разных вариантах:

а)  освещение  современности светом тысячелетий:

утро Полины

продолжается лишь сто миллиардов лет (С.285)

(И. Кормильцев, «Утро Полины» / «Титаник»)

б)  перевод современности в «план вечности», выявление вечных парадигм в текучей обыденности:

эта музыка будет вечной

если я заменю батарейки (С.299)

(И. Кормильцев, «Эта  музыка будет вечной» / «Разлука»)

в) обнажение экзистенциальной основы в хаосе и суматохе сиюминутного существования человека:

это время   стучит нам в темя

костяшками домино (С.221)

(И. Кормильцев, «Идиллия» / «Невидимка»)

Самым распространенным инструментом сцепления переходящего и вечного, локального и вселенского становится библейский сюжет, точнее авторский его образ («Христос», «Прогулки по воде», «Труби, Гавриил»).

Пространственная организация альбомов «NAUTILUS  POMPILIUS»  своеобразна, но между ними есть и общее – соотнесенность хронотопов, их иерархия. На первом уровне – пространство, оставшееся в прошлом, образ утраченного.

Отметим также искусственное сужение или расширение пространства. Так, в стихотворении И. Кормильцева «Город братской любви» пространство города сжимается до размеров квартиры и, более того, до размеров дырки замка («Отбой»). На  высшем уровне – соотношение  обыденного и сакрального пространств. Субъект  повествования занимает  особое положение в пространстве; он как будто находится в центре, в некой точке, из которой пространство развертывается. Он видит пространство как мифологическую Вселенную:

мы лежим под одуванчиковым солнцем

и  под нами крутится земля

она больше чем моя голова

в ней хватит места

для тебя и меня (С.313)

(И. Кормильцев, «Люди на холме» / «Яблокитай»)

В каждом стихотворении образы  пространства приведены в соответствие с определенными  комплексами чувств, переживаний, настроений, со стихией субъективного. Это пространство проницаемое, через него проходит граница, где соприкасаются различные сферы бытия и осуществляется прорыв, выход человека из мира обыденного в подлинную реальность.

В основе пространственной организации текстов песен лежат несколько образов, имеющих мифологические корни – образы «пути», «дома», «города», «неба». Они противостоят  внешней стихии, хаосу или, наоборот, представляют островок первозданного. В отличие от традиционной символики, дом в концепции «NAUTILUS  POMPILIUS» – ограниченное пространство: замки-квартиры-крепости, не дающие свободы герою, сменяются дрейфом на льдине, поэтому возникает стремление разрушить его границы, преодолеть замкнутость, вырваться во внешний мир («Наша семья» / «Разлука»). Мифологема пути имеет ряд воплощений. Прежде всего, это путешествие в прошлое с целью компенсации утраченного («Атлантида» / «Яблокитай»).

Во-вторых, проникновение в то пространство, где находятся сакральные ценности: «воздух выдержит только тех / только тех кто верит в себя»  (С.205, И. Кормильцев, «Воздух» / «Титаник»). Третий путь из чужого пространства в свое; далекое в реальности, в сознании героя оно оказывается близким: перемещение в него мгновенно («Монгольская степь» / «Чужая земля»).

В конце пути  происходит преобразование героя, изменение его статуса. Кроме образа пути есть и другие образы, обозначающие связь между различными точками сакрального пространства: через мост (путь из одной жизни в другую) или порог (путь «свое / чужое»):

ты уйдешь, но ты вернешься

переступив невидимый порог (С.262)

(В. Бутусов, «Пессимистия» / «Переезд»).

Мотив  «дороги»  и «встречи» (соприкосновение миров, различных пространственно-временных сфер) исключительно многозначны. Кроме своего прямого назначения – перемещения в пространстве и остановки, паузы в движении – они имеют множество оттенков и общую для всех фрагментов семантику: странствие человека в лабиринте снов и воплощений. Есть в  этом  странствии неотвратимость пути, «бриллиантовые дороги», которые ведут в никуда. С образом дороги, пути тесно связан образ странника. Объясняется  это тем, что оба эти образа являются персонализацией категории движения. Если для природы покой – органичное состояние, то для человека  статика – смерть. Его движение  и есть единственно возможная форма существования человека и  отношения к миру:

словно  странники в ночи

мы по улице прошли

и расстались навсегда

словно странники в ночи (С.311)

(И. Кормильцев, «Странники в ночи» / «Яблокитай»)

Категория движения приобретает для авторов значение глобальной философской категории. Странничество как единственно возможная форма бытия противопоставляется статичности. Странничество, кроме буквального понимания его как движения в пространстве, превращается в странничество духа. В текстах возникает антиномия «дорога-покой», «странничество-равнодушие» (В. Бутусов, «Пингвинья ревность» / «Переезд»). Итак, образ дороги по своей семантике полифункционален. В нем синкретивно, хотя и достаточно самостоятельно, существуют значения движения, его направленности, оценочные характеристики по отношению к окружающему миру вещей и явлений, создаваемых героем. Весь мир предстает в текстах песен «NAUTILUS POMPILIUS» как мир-космос. Важной линией этого мира является небо. Путь к нему (или «в небо») осмысляется как путь к Вечности:

ты говоришь что небо –

это стена

я говорю, что небо –

это окно (С.249)

(И. Кормильцев, «Небо и трава» / «Крылья»)

Небо символизирует окно в иной мир, иное пространство. И поэтому лирический герой стремится в небо, это направление – единственно возможный способ спасения от одиночества, пустоты замкнутого пространства внизу:

а поезд на небо уходит все дальше

по лунной дороге уносится прочь

а поезд на небо увозит отсюда

всех тех кому можно хоть как-то помочь (С.215)

(И. Кормильцев, «Железнодорожник» / «Крылья»)

Этот вектор движения лирического героя  сохраняется на протяжении всего творчества «NAUTILUS POMPILIUS» и составляет основу лирического сюжета, но в каждом альбоме он получает свое образное воплощение. Особый интерес в этом плане представляет альбом 1995 года «Крылья». Основной мотив альбома – полет, вокруг него образуется лексико-семантическое гнездо: «полет-птица-крылья-парение» и т.д. эти слова многофункциональны. Они чаще всего используются для самоопределения, самохарактеристики. Герой «крылат». Цена этого качества высока: «я отдал бы немало за пару крыльев» (С.238, И. Кормильцев, «Люди» / «Человек без имени»). В окружающем предметном мире ценится и принимается больше всего то, что вбирает в себя способность устремиться ввысь, испытать чувство полета. Крылья – корпоративный знак определения «своих». За этими образами-символами, обозначающими высоту и полет, всегда живет и бьется противостояние земной замкнутости, духовной нищете и убогости. Мотив отрыва от земли, полета традиционен для русской поэзии, в том числе – XX в. (М. Цветаева, И. Бродский), но в самом способе поэтического воплощения этого мотива, почти обреченном его приятии авторы песен неповторимы. Устремление ввысь, полет (вектор движения вверх) имеет прямую антиномию «падение-спуск-сошествие». При этом «верх» и «низ» представляют собой две взаимосвязанных и взаимозависимых оконечности вертикали. Герой стремится вверх, чтобы испытать чувство падения: «за тобою вслед подняться / чтобы вместе с тобой / разбиться» (С.256, И. Кормильцев, «Одинокая птица» / «Крылья») – «прямо вниз / туда откуда мы вышли / в надежде на новую жизнь / прямо вниз / туда откуда мы жадно смотрели / на синюю высь» (С.225, И. Кормильцев, «Как падший ангел» / «Наугад»). Падение вниз иногда дублирует полет вверх в стремлении уйти от обыденности:

возьми меня, возьми

на край земли

от крысиных бегов

от мышиной возни

и если есть этот край

мы с него прыгнем вниз

пока мы будем лететь

мы будем лететь

мы забудем эту жизнь (С.289–290)

(И. Кормильцев, «Человек без имени» / «Человек без имени»).

Сошествие с небес имеет оттенок мессианства («сошел на землю Гавриил» (С.283, И. Кормильцев, «Труби, Гавриил» / «Погружение»)). Мотив неба, таким образом, конкретизируется в других образах-лейтмотивах. Ощущению целостности космического пространства способствует параллель «небо-вода» (и соответствующие им цвета). Мифосозидательную функцию несет здесь горизонтальное членение пространства, основанное на принципе зеркальности: «ты говоришь что небо – это вода» (С.249, И. Кормильцев, «Небо и трава» / «Крылья).

Вода, как и воздух, самое естественное, преобладающее желанное пространство обитания, прямо связанное с категорией движения. Движение в данном контексте может быть естественно-природным (течение реки («20 000» / «Титаник»)), или искусственно-принесенным, связанным с действиями человека («Титаник» / «Титаник» и «Жажда» / «Крылья»).

С этой семантикой связан параллельно развивающийся мотив жажды:

есть вода которую пьют чтобы жить

и есть живая вода (С.216)

(И. Кормильцев, «Живая вода» / «Крылья»).

Мотив воды содержит некий парадокс: вода уносит в никуда, в смерть, но жажда неутомима. Это ощущение границы, причем пограничность пространственно-временного континуума подчеркивается авторами неоднократно:

через двадцать тысяч дней и ночей

наши тени впадут в океан теней

чтобы дальше уже никуда не плыть

что вода унесла –  водой не разлить (С.193)

(И. Кормильцев, «20 000» / «Титаник»)

В качестве средства «бытовизации» текста авторы используют прием афоризации. При этом афоризм (фразеологизм, поговорка, пословица) звучит необычно «державно», что достигается разъединением его частей, введением в необычный контекст:

и мы вошли в эту воду однажды

в которую нельзя войти дважды

с тех пор я пил из тысячи рек

но не смог утолить этой жажды (С.214)

(И. Кормильцев, «Жажда» / «Крылья»)

Вода, несущая смерть – живая вода, дающая счастье забвения или ухода. Единственный путь к выходу из замкнутого круга земного мира в Вечность пролегает через пространство смерти. Призрачная, нереальная Вечность наделяется свойством временного. Физическое существование  человека, лирического героя, предстает лишь одной из сторон его пребывания в мире. Граница между жизнью и смертью осознается, фиксируется. Однако эта грань и постоянно преодолевается с бесстрашием, которое определено смирением и силой духа, способного аппелировать к Вечности. Образы для обозначения конца человеческой жизни строятся из элементов традиционных, превратившихся в узнаваемые знаки (лодка, течение реки-жизни, уходящие часы).

В  художественном мире «NAUTILUS POMPILIUS»  особым образом реализуется категория свободы, с чем связаны главные свойства хронотопа. Принадлежность к Вечности воспринимается как потенциал индивидуальной жизни, в то же время, как ее данность. Отсюда, очевидно, ощущение неспешности, свободы перемещения из мира материального, осязаемого в умозрительный: бред-сон в стихотворении «Дыхание» («Крылья»). В  песнях «NAUTILUS POMPILIUS» созданы три мира (реальный, виртуальный и мифологически-библейский), персонажи которых свободно переходят из одного мира в другой. На этом фоне сама реальность кажется иллюзорной. Мир видений героя представляется пространством его внутреннего «я»:

мне снилось, что Христос воскрес

и  жив  как я  и  ты (С.288)

(И. Кормильцев, «Христос» / «Крылья»)

В душе героя реальное и воображаемое пространства совмещаются, сливаются два разнонаправленных потока времени. Вхождение в эти потоки – прохождение через бытие – возврат в ничто. Разрушение границы  между реальным и воображаемым миром, постоянные переходы из одного в другой – один из главных принципов организации хронотопа в песнях «NAUTILUS POMPILIUS»: «серые глыбы снов вижу я наяву» (С.226, О. Широков, «Квадратные глаза» / «Переход»). Очень часто перемещения лирического героя в пространстве трансформируются в путешествие его во времени и наоборот. Сами же слагаемые пространства и времени, быта и бытия дают в целом великое и вечное, никогда до конца непознаваемое мироздание:

я так ждал тебя долгих десять тысячелетий

чтоб вернуться с тобой в Атлантиду обратно (С.307)

(И. Кормильцев, «Атлантида» / «Яблокитай»)

Попытки заполнить пустоту вокруг себя, поиск причин «так сложившейся жизни»  приводят лирического героя в «ушедшее время», время нереализованное. Необратимость  движения из прошлого в будущее утрачивает непреложность в поэтическом мире «NAUTILUS POMPILIUS». Эти  пласты времени в равной степени данность. Отсюда причудливость таких образов, когда состояние «здесь и теперь» включает в себя характеристику явления прошедшего в грамматических категориях настоящего:

пой пой вместе со мной страшную сказку (С.235)

( В. Бутусов, «К Элоизе» / «Титаник»)

В  этих условиях идентичности материального и духовного, чувственно воспринимаемого и умозрительного становится художественно оправданным еще одно своеобразное проявление поэтической свободы:  происходит сближение движения и покоя.

Лирический герой свободен во времени и пространстве. Именно этим специфичен хронотоп рассматриваемых стихов. Время-пространство  беспредельно, однако оно целостно, имеет внутреннюю гармонию и равновесие. Предпосылкой  этого является представление о том, что мир есть результат высшего замысла. Отсюда чувство непреложности всего, что происходит с субьектом. Своеволие и предрешенность предстают взаимооправданными.

Время  лирического героя движется  по спирали, которая характеризуется разомкнутостью и вертикальностью.

В песнях «NAUTILUS POMPILIUS» преобладает метареалистический хронотоп, особенностью которого является локализация  будущего и прошедшего в системе настоящего. При этом прошлое и будущее извлекается из временной последовательности, где функционально осуществляли принцип преемственности, и оказываются рядоположными, сосуществующими: «я рождался сто раз и сто раз умирал» (С.315, И. Кормильцев, «Матерь богов» / «Яблокитай»). При этом настоящее осознается не как очередной фрагмент бесконечной жизни человечества, а как некая позиция всенаходимости, опираясь на которую и авторы песен «вдруг» обнаруживают в пространственном или временном аспекте законченность развития.

О подобном ощущении времени писал М.Бахтин применительно к мифологическому и художественному развитию разных эпох. В связи с этим выделяется фольклорный хронотоп, характеризующийся «исторической инверсией», когда прошлое предпочитается будущему как более весомое, плотное, идеальное, с точки зрения настоящего, будущее, как конец бытия, обесценивается (эсхатологизм). Метареалистический, как и фольклорный хронотоп выстраивает действительность (настоящее) по вертикали. Метареалистический хронотоп – одна из форм функционирования фольклорного хронотопа в литературном процессе. Мы предполагаем, что последний возникает на том этапе, когда в общественном сознании идея будущего, совершенного и желанного, оказывается скомпрометирована, и категории цели, идеала, справедливости перенесены в далекое прошлое. Периодичность возникновения фольклорного хронотопа в художественном мышлении позволяет говорить о переходном характере современной социокультурной ситуации. Все эти процессы в хронотопе русского рока свидетельствуют о стремлении художественного сознания ввести современность в систему временных, общечеловеческих, родовых  координат и о тяготении рок-поэзии к философскому постижению мира.

62

Ух. Это больше на сари,чем на простыню по длине походит)

63

Ну и вдогонку.

СИСТЕМА МОТИВОВ В АЛЬБОМЕ

ГРУППЫ «NAUTILUS POMPILIUS» «КРЫЛЬЯ»

Альбом «Крылья» считается одним из самых популярных у группы «NAUTILUS POMPILIUS». Бóльшая часть текстов написана, как обычно, Ильей Кормильцевым, и лишь два («Русский рок» и «Чугада») принадлежат Вячеславу Бутусову. Однако мы полагаем возможным говорить об этом альбоме как о едином лирическом цикле, в котором воплотились характерные для творчества группы мотивы, позволяющие выразить мировоззрение целого поколения.

Показательно само название альбома, заставляющее вспомнить о космогонических зеркалах – море и небе. Во многих песнях «NAU» присутствует мотив воды, глубины; здесь же есть указание на отражающуюся в море стихию – небо, подобное по своей сути морской бездне. Исследователями отмечалось, что в текстах группы «семантическое поле воды представлено… весьма многообразно»[1]. Чрезвычайно важен в произведениях «NAU» и мотив неба, рождающий целую систему смыслов и соотносящийся с мотивом воды. Слияние и взаимодействие перечисленных мотивов создает определенную модель универсума, близкую космогонической. Н.К. Нежданова подчеркивает: «Весь мир предстает в текстах “NAUTILUS POMPILIUS” как мир-космос. Важной линией этого мира является небо»[2].

Известно, что «небо в древних космологиях отделяет воду от воды, это первое разделение, осуществившееся внутри самого Хаоса и явившее необходимое для жизни пространство. Оно олицетворяет не только границу, но и связь с первоначальным состоянием бытия. Зеркальная символика здесь внутри: небо предстает своего рода зеркалом, отражающим “верхние” и “нижние» воды”»[3].

Итак, в текстах альбома присутствует со- и противопоставление двух начал – неба и воды, которые отражаются друг в друге и воспринимаются лирическим субъектом сходным образом.

Первая песня альбома тоже носит название «Крылья», и в ней задаются лейтмотивы всего цикла: страдания, утрата, рана. По форме перед нами, как это часто бывает в текстах И. Кормильцева, обращение лирического героя к адресату-женщине, причем рефреном звучит вопрос, связанный с мотивом потери:

где твои крылья

которые нравились мне?
Именно этот вопрос волнует героя, а не то,
<...> сколько у тебя денег

<…> сколько мужей…

Крылья – символ, связанный с понятиями свободы, счастья, поэтому утрата их в метафорическом плане рождает представление об ограниченности, скованности, подчиненности; ведь слово «крылья» содержит следующие семы: «скорость, подвижность, подъем, возвышение, сильное желание, превосходство, свобода, интеллект, вдохновение… крылья обычно – эмблема возвышения или перехода с земли на небеса, они могут также символизировать защиту»[4]. «Крылья – символ духовности во всех культурных традициях. Крыльями наделяется тот, кто преодолел долгий, трудный и опасный путь познания окружающего мира»[5]. «Крылья символизируют также знание. В Библии, как и во всей христианской культурной традиции, крылья являются символом духовности (крылья есть у ангелов), означают восхождение к божественному, преодоление мирского, суетного, человеческого»[6].

В сознании лирического героя альбома их потеря чревата гибелью:

и если завтра начнется пожар

и все здание будет в огне

мы погибнем без этих крыльев

которые нравились мне.

Именно понимание их утраты порождает страдание:

мне хочется плакать от боли

или забыться во сне.

Потеря крыльев принесла изменения в жизнь обоих героев:

раньше у нас было время

теперь у нас есть дела

доказывать, что сильный жрет слабых

доказывать, что сажа бела.

В последней строфе использована поговорка «как сажа бела» – «все плохо». Обреченность пребывать на земле из-за утраты крыльев, приговоренность к пустому существованию воспринимаются героем как потеря «на этой безумной войне».

Во втором тексте цикла, «Жележнодорожник», получают развитие мотивы пути, утраты, смерти. Здесь же эксплицируется мотив неба, который в первом тексте был имплицирован. Мотив смерти вводится с помощью образа поезда (согласно З. Фрейду, отъезд означает смерть, и «сновидения об опоздании на поезд <…> заключают в себе утешение в испытываемом во сне страхе: боязни умереть»[7]). А Д.О. Ступников отмечает, что у рок-поэтов «поезд мыслится союзником и спасителем»[8]; он символизирует освобождение, духовное раскрепощение героя. Это имеет место и в анализируемом цикле. Само название текста – метафора: железнодорожник предстает как человек, стремящийся к смерти-освобождению, он тоже ощущает какую-то утрату:

посмотрит на чье-то увядшее фото

нальет и закусит соленой слезой.

Показательно, что он совершает самоубийство, «когда на востоке покажется солнце / и разгонит лучами ночную тоску», то есть решение уйти из жизни не обусловлено какими-то внешними, неожиданными причинами, а является продуманным и давним. Лирический герой практически не комментирует того, что наблюдает; он лишь констатирует.

В «Крыльях» присутствует типичный для поэзии И. Кормильцева мотив несовершенства мира; лирический герой ощущает себя в нем неуместным, стремится вырваться за его пределы. Поэтому второе стихотворение альбома предстает продолжением и развитием первого, объединяет их мотив утраты, тоски о прошедшем.

Песня «Дыхание» – реализация метафоры «спасение». Здесь присутствует мотив воды-смерти, характерный для «NAU». Эксплицируется сема «всемирный потоп», что вызывает ассоциации с библейской легендой и служит смысловой скрепой с первым текстом: утрата крыльев (свободы), греховность героев способствуют их «погружению на дно», наказанию. В этом тексте имплицитно содержится мотив любви:

я пытаюсь разучиться дышать

чтоб тебе хоть на минуту отдать

того газа

что не умели ценить

<…> у нас

на двоих с тобой одно лишь дыхание…

- который затем развивается в «Золотом пятне». По мнению иером. Григория, «страх, сконцентрированный на смерти, дал начало и дал главную тему новому “Наутилусу”, просуществовавшему до 1997 г., – у которого смерть присутствует или подразумевается если не в каждом слове, то в каждой песне»[9]. Вероятно, именно поэтому так значимы в альбоме оппозиции «небо – земля», «небо – вода», символизирующие также борьбу света и тьмы. В «Золотом пятне» отчетливо звучит мотив смерти:
завтра нас расстреляют

Средство противостоять гибели, по мнению лирического героя, – любовь. Именно она является важной составляющей художественного мира альбома и единственной ценностью, оставшейся в жизни героев:
будем друг друга любить

В тексте «Живая вода» создан образ возлюбленной и описана схема отношений, в которые вторгается кто-то третий:

да он смел как бог

я бы сам так не смог

целый день ходить как в кино

Герой утверждает наличие высшей ценности, имеющей две формы проявления:

есть одна любовь – та что здесь и сейчас

есть другая – та что всегда

Мысль подчеркнута с помощью параллелизма:

есть вода которую пьют чтобы жить

и есть живая вода[10].

Таким образом, каждое стихотворение заимствует какой-либо мотив из предшествующего, и в результате весь цикл предстает как единая система смыслов, последовательно воплощенных.

В художественном пространстве альбома «Крылья» актуализируется противостояние тьмы и света. Существенно, что победить темное начало в герое должна женщина – «ты», адресат - в акте свободной воли:   
если ты хочешь – сделай белой мою тень.

                                                                        («Кто еще»)

В седьмом тексте, «Небо и трава», уже самим заглавием задается оппозиция «верх – низ». Важно, что антитезу составляют образы неба (верхней бездны), океана и травы. Само произведение – это опять монолог лирического героя, в котором воссоздаются две позиции, две точки зрения, антитетичные друг другу:

ты говоришь что небо -

это стена

я говорю что небо -

это окно

ты говоришь что небо

это вода

ты говоришь что ныряла

и видела дно.

Собеседница лирического героя воспринимает небесную бездну как ограничивающее начало - стену, дно; для лирического «я» это, наоборот, открытое пространство, где нет преград:

я говорю что небо -

это окно[11]

Для героя стремление травы вверх, к небу – показатель его безграничности; здесь развиваются мотивы первых двух песен альбома: движение за пределы, желание их преодолеть. Последнее характерно также для персонажей других произведений «NAU». Жажда лирического героя прорваться сквозь барьеры связана с его устремленностью ввысь – в небо, которое предстает и как своеобразная бездна, отражение водной стихии. А если учитывать, что в мифологиях разных народов «водная бездна или олицетворяющее эту бездну чудище – олицетворение опасности или метафора смерти…»[12], то порывы вверх могут трактоваться и как желание преодолеть некую границу материального мира.

Такое преодоление границ связано с чувством любви, которая, однако, может выступать и как начало сдерживающее:

ты говоришь что не хочешь быть

никому никогда рабой

я говорю – значит будет рабом

тот, кто будет с тобой.

(«Небо и трава»)

Здесь словно бы варьируется известная мысль И.С. Тургенева о том, что один в любви – раб, другой – господин, но параллельно этой ситуации изображаются отношения травы и неба:

тянется к небу трава[13].

В тексте «Клетка» тоже присутствуют мотивы полета, крыльев; подчеркивается, что человек утратил их, и ему остается лишь вспоминать о былом, тосковать и готовиться к новым потерям. Мотив противостояния реализуется в антитезе «птица – птицелов», причем герой не знает:

кто из нас птица

а кто птицелов?

Но их жизни связаны воедино, так же как отражающиеся друг в друге небо и вода:

и птица поет пока жив птицелов

и жив птицелов пока птица поет

птица и птицелов понимают без слов

когда обсуждают грядущий полет

совместный полет.

Текст можно интерпретировать и как воплощение самоощущения лирического героя: ведь «представление о птицах как о человеческих душах распространено по всему миру»[14]. Показательно, что птицу в клетке Платон считал метафорой ума; а в песне «NAU» в клетке находятся и птица, и птицелов.

Не случайно после «Клетки» следует текст «Христос», где евангельские события проецируются на современность – тайная вечеря преобразуется в молодежную тусовку:

мне снилось что Он пил вино

в подъезде со шпаной.

Она заканчивается новым распятием:
и били до смерти Его

цепочкою стальной.

Описанные картины имеют форму сна: смерть и воскрешение тоже могут быть плодом воображения; однако реальность ставит героя перед определенным выбором:

проснулся я и закурил

и встал перед окном

и был весь опустевший мир

один сиротский дом

а мне снилось что Христос воскрес

а мне снилось что Он жив.

Христос, символизирующий любовь, вновь распят, а персонаж, стоя у окна (ср.: «я говорю что небо - / это окно»), вспоминает:

мне снилось я один из тех

с кем пил в подъезде Он.

Лирический субъект воспринимает себя либо как одного из апостолов, не защитивших Иисуса, либо как самого Иуду, предавшего его на поругание. Важно также, что герой помнит:

…Он мне позвонил

когда искал приют

и ненароком обронил

что здесь Его убьют.

В текстах И. Кормильцева сакральное переносится в современность, проецируется на нее (ср.: в альбоме «Яблокитай» песня «Три царя», в котором используется евангельский сюжет рождения мессии) и в альбоме «Крылья» подвергается снижению.

Важным смыслообразующим мотивом является в рассматриваемом альбоме мотив окна («Крылья», «Железнодорожник», «Небо и трава», «Клетка», «Христос», «Человек на Луне»), которое служит и границей некоего пространства, и одновременно выходом за его пределы. Поэтому так значима реакция героев на окно:

я вижу – ты боишься открытых окон

и верхних этажей.

(«Крылья»)

Железнодорожник совершает попытку прорыва за пределы:

откроет окошко достанет берданку

и будет сшибать звезду за звездой.

(«Железнодорожник»)

Ср.:

человек на Луне посылает мне свой привет

я открою окно и подставлю пустой стакан,

он нальет мне в него обжигающий лунный джин

к утру я вновь буду пьян

к утру я забуду.

(«Человек на Луне»)

Забудет лирический герой именно о том, что он несвободен, как несвободен человек на Луне, который «устал быть чужим лицом, / улыбаться по воле хозяйки Луны».

Трагизм положения героев в песне «Дыхание» обусловлен именно заключенностью в замкнутом пространстве и отсутствием выхода – окна.

Если в тексте вербально не выражена сема «выход», то указание на размыкание границы все же присутствует:

встань встань в проеме двери

как медное изваянье

как бронзовое распятье

встань встань в проеме двери

(«Золотое пятно»);

если ты хочешь любить меня

полюби и мою тень

открой для нее свою дверь

впусти ее в дом.

(«Кто еще»)

Н.К. Нежданова отмечает, что в текстах «NAU» «небо символизирует окно в иной мир, иное пространство»[15]. Однако это еще и показатель состояния лирического героя, который постоянно стремится преодолеть границу или хотя бы оказаться на ней – ближе к иному миру.

Анализируемый альбом озаглавлен по первой песне, «Крылья», где можно выделить отдельные семы мотива: полет, свобода, атрибут ангела. В текстах утверждается идея обреченности, ограниченности человека, лишенного «крыльев»; в большинстве произведений присутствует мотив утраты, потери: «Крылья», «Железнодорожник», «Золотое пятно», «Клетка», «Дыхание». Финальное стихотворение, «Одинокая птица», тоже содержит сему «полет», но трагическое звучание здесь обусловлено мотивом одиночества. Если в первом тексте крылья были знаком свободы, а их отсутствие, соответственно, несвободы, то в последнем лирический субъект и адресат находятся в оппозиции, которая составляет основу мироустройства в текстах всего альбома:

одинокая птица

ты паришь высоко

в антрацитовом небе

безлунных ночей.

Сам герой пребывает внизу, поэтому его предполагаемое приближение к птице грозит гибелью:

и лишь безумец был способен так влюбиться

за тобою вслед подняться

за тобою вслед подняться

чтобы вместе с тобой

разбиться.

«Одинокая птица» непосредственно связана с «Дыханием», так как в ней эксплицирован мотив любви, в «Дыхании» присутствующий имплицитно. В большинстве песен альбома содержится мотив потери, нереализованной мечты; объединяющим тексты мотивом является также любовь, которая предстает как единственная ценность в мире утрат. Она способна не только спасать от смерти, но и подталкивать к ней:

за тобою вслед подняться

чтобы вместе с тобой

разбиться.

Любовь требует самоотречения, жертв:

если ты хочешь любить меня

полюби и мою тень.

(«Кто еще»)

Тень – метафора темного, страшного начала в человеке, дурных проявлений его натуры. «Тень обратна свету… представляет собой негативный полубессознательный аспект психики каждого индивида, отвергаемый им…»[16]. Но поскольку тень – это также «душа или второе “я”…»[17], просьба героя может рассматриваться и как желание раскрыть тайники своей личности, как преодоление некой границы, разрушение одиночества.

«Клетка» и «Одинокая птица» составляют своеобразный диптих. Певчая птица, «ангел попавший в силки», «радужный пленник», «посланница неба» – связующее начало между небом и землей. Тот же мотив единения верха и низа, неба и земли (травы) развивается в стихотворении «Небо и трава».

По мнению Ю.В. Доманского, в художественную целостность альбома «дополнительные смыслы вносят такие компоненты, как название группы, имена исполнителей… и визуальное оформление обложки <…> визуальное оформление обложки альбома выступает в двух функциях – информативной и эстетической»[18]. Рисунок на обложке альбома «Крылья» представляет собой круговорот перьев, а в его центре расположена скульптура сфинкса. В египетской и греческой мифологиях это фантастическое животное – символ тайны, хранитель древней мудрости[19], а крылья, которыми он наделен, имеют дополнительное значение защиты и подчеркивают функции сфинкса. Цветовая гамма обложки колеблется от белого до сиреневого – тонá неба и воды. Как видим, оформление альбома уже репрезентирует мотив воды-неба, тему тайны мироздания, влекущей лирического героя. Показательно, что в дизайне обложки использован также мотив круга (круговорота), являющийся частотным и смыслообразующим в текстах «NAU», в том числе и в песнях более позднего альбома «Яблокитай», в оформлении обложки которого тоже присутствует круг.

В заключительном тексте диска «Крылья», «Одинокая птица», утверждается идея прорыва, выхода за любые границы, что связано с самореализацией человека в любви, но вновь требует каких-то жертв. Это вызывает тревогу лирического героя:

что на небе такого

что стоит того

чтобы рухнуть на камни

тебе или мне?

Кроме того, духовное освобождение чревато лишениями, отъединенностью от других:

у тебя нет птенцов

у тебя нет гнезда

тебя манит незримая

миру звезда

а в глазах у тебя –

неземная печаль

ты – сильная птица

но мне тебя жаль.

Итак, в альбоме «Крылья» воплотились характерные для творчества «NAU» мотивы утраты, несвободы, неба, воды, любви, которые складываются в целостную систему и позволяют создать определенную картину мира, вызывающую у лирического субъекта желание вырваться за его границы. Символом такого преодоления выступают крылья, которых герой лишен.

64

Klayly, это просто супер! Спасибо огромнейшее за материал! Прочитал, не отрываясь!

65

ух ты батюшки,Klayly, я просто в шоке. это не простынь, эт просто эпическое полотнище)))) классно, спасибо.
Gambit-еще одна мифическая личность встречаемая нами молодыми лишь в летописях, да приданиях)))

66

Только вы это,учтите,не моё это,но находка классная))

67

Мила написал(а):

Gambit-еще одна мифическая личность встречаемая нами молодыми лишь в летописях, да приданиях))

да ладно Вам, я куда менее мифичен, чем некоторые другие из олд скул)) Стараюсь не терять нити происходящего, просто эксплорер мой пароли отказывается запоминать))

68

Gambit написал(а):

да ладно Вам, я куда менее мифичен, чем некоторые другие из олд скул

ну раз не мифичен, тогда здравствуй-те :P

69

Да, Клэйли, классные вещи. Особенно вторая понравилась. Рассуждения про "А мне снилось, что Христос воскрес" напомнили мои собственные, когда ясно поняла, о чём эта песня. Господи, какие страшно умные вещи можно писать про тексты Наутилуса, аж жутко))) И сколько над ними можно размышлять... А уж если во всю эту символику углубится, то просто затянет.

70

А как интересно все получилось с глубиной воды и неба)) Ведь вряд ли кто-то мог предположить, когда называл группу в честь подводной лодки "Наутилус" в противопоставление "воздушному "Led Zeppelin", что все так обернется для группы...

71

Max Rock&Roll написал(а):

Ведь вряд ли кто-то мог предположить, когда называл группу в честь подводной лодки "Наутилус" в противопоставление "воздушному "Led Zeppelin", что все так обернется для группы...

Да они вообще похоже мало понимали, во что все выльется :D  Сплошные взлёты-падения, всплытия-погружения...

72

Чувствую,забью я на Юнга,разн икто не признаётся ^^

73

Нау это такая офигенная тема..Летом,после экзов по-любому займусь.И без Юнга, и без Самости - самостоятельно со своей Т.З. разберусь. Ибо это - круууто)

74

интересно было бы прочитать анализ Ю-Питеровских текстов ) нет наверно таких

75

SunRez написал(а):

интересно было бы прочитать анализ Ю-Питеровских текстов ) нет наверно таких

Видимо, все попытки кончались тем, что у анализирующих крышу уносило далеко и надолго)))

76

тем кто осилил виргостан, Бутусовские песни ни почём :crazy:

77

SunRez написал(а):

тем кто осилил виргостан,

Ну почему "осилил"?))) Мне вот очень даже в охотку идёт) Мне как-то Маркес, Кортасар и первый том Кастанеды мозг перестроили :D

78

я вот на Маркеса всё целюсь, ознакомиться хочу

79

SunRez написал(а):

тем кто осилил виргостан, Бутусовские песни ни почём

Наоборот,какой-то новый смысл открывается

80

Klayly написал(а):

Наоборот,какой-то новый смысл открывается

Это  точно... Я вот впечатляюсь по-тихой...

81

Klayly написал(а):

Наоборот,какой-то новый смысл открывается

Я к тому, что они (песни) перестают ломать мозг и становятся понятными

82

SunRez написал(а):

перестают ломать мозг и становятся понятными

Ага и "Хочется блевать но не время" из песни про надпись на двери туалета относит к P'.? чья Вселенная закручена против часовой стрелки.

Ух. Давно не чла Вирго,а строки наизусть помню.

83

Klayly написал(а):

Ух. Давно не чла Вирго,а строки наизусть помню.

Да там какие-то вещи и образы западают просто. Мышление бутусовское, конечно, вещь пародоксальная.

84

Оригинальное прочтение Майн Кайф? & частично Ураган.

На правах лихорадочной больной, с бессонницей, почти сделланным вязанием и прослушиванием Агаты, решила выписать своё видение Истории.
Торжественно клянусь лечь спать после написания.

Предисловие.
Что такое визуальный образ? Это эмоция, преданная музыкой и воплощенная в вашем изображении. Если при прослушивании Лунной Сонаты вы видите голубеющее медленное озеро с серебристо-жемчужной луной, вы понимаете, о чём я говорю.
Лично для меня музыка группы,или альбом, или именно данная мелодия считается понятой и принятой, если возникают визуальные ряды.
Визуальный ряд обязан быть (здесь и далее - лично восприятие Автора, то бишь меня) не клипом в современном понятии - вариация на тему,а фильмом, снятым по сценарию песни. Если же сценарий песни прописан не точно, а метафорически - то согласовано с принципом свободных ассоциаций.

На правах оригинальной простыни в разбор Майн Кайфа я включила Ураган, а также брала произвольный порядок песен, исключая Эпилог и Пролог - ибо разбирать тут нечего, это начало и конец, Про Смерть и Про Любовь.

85

Пират

На корабле умер король
У короля маленький сын
Корабли Корабли
Далеко от земли

Вот передо мною Герой это Истории, этой Пьесы, этой Сказки. Маленький сын - лет 8, может 10. Отец - Король, мальчик - сын Короля, что собственно обязывает. Мать - Королева, женщина отнюдь не властная,а очень нежная, очень мягкая. Обожаема сыном. У мальчика есть роль, его будущее предречно и безоблачно.Однако...
Король умирает. Умирает наверняка при весьма странных обстоятельтсвах. Здоровый, сильный мужчина - и вдруг..И почему именно здесь, на корабле, вдали от берга, от дома, от Народа? Быть может,заговор?

Маленький сын,первая боль
Новый король,новая роль
Корабли Корабли
Далеко от земли

Наверняка. Новый король, новая роль. Сын прошлого короля. Мальчик без имени. Живи в своём дворце с постаревшей вмиг молодой матерью. Живи себе и не лезь. Слабый мальчик, юное ничтожество...

 

А я буду пиратом-гадом
   Всех поставлю раком-задом
   Будет черным знамя-знамя
   Ты не жди меня мама-мама
   Ты не жди меня мама-мама
   Я жесток и так надо-надо
   Долетит мое пламя-пламя
   До самого ада

Не учли люди думавшие так, только одного. Мальчик, хотя и маленький, сдаваться отнюдь не собирался. Вот и первый протест, первый порез на сердце, ещё болезненно-первый, оттого так сломлено-надрывно воспринимаемый. За какое-то короткое время лишиться отца, будущего, жизни...Сдаться или бороться. Или проще. Сбежать. Сбежать от боли, от страха, от ненависти и презрения собственного, но выглядеть при этом Героем. Свободы. Права на месть.

И там в аду,я всех найду
Я за отца,всем отомщу
Отомщу Полечу
И останусь в раю

...При том на месть заслуженную, благородную. Протест уже не мальчика, а надломленного подростка. Смерть близкого, к тому же подлая смерть заставляет взрослеть за мгновения. Самое мерзкое для королевства - это не низший слой крестьян, за ссчёт которых и держится любая торговля,а пираты - грязные, подлые,со своей презренной Свободой и Морем.

Да я буду пиратом-гадом
   Всех поставлю раком-задом
   Будет черным знамя-знамя
   Ты не жди меня мама-мама
   Ты не жди меня мама-мама
   Я жесток и так надо-надо
   Полетят мои слезы-пламя
   До самого рая

...Прости меня,мама. Он оставит её. Он боится её и за неё тоже боится. Потому что любит. Мать - одна из Двух Женщин его жизни. С неё всё начнётся, ею же всё и закончится. и,зная, как больно ей будет вслед за мужем терять сына, не находит в себе сил остаться.

Да я буду пира-ато-ом умер король
У короля маленький сын
Корабли Корабли
Далеко от земли

Истерический смех. Пьяный кураж Протеста. Выживет ли он? Лодка, так далеко от земли.  Юный мальчик,в Море, Один - есть ли надежда? есть ли право на эту надежду?
...

86

...Есть.

Секрет

Прошло 6-8 лет. Подросток по меркам эмоциональным и возрастным - молодой мужчина по характеру.
Пират. Море. Грабеж, убийство. Ожесточает любую душу, тем более рвущуюся раненую и ранимую душу ребёнка.

Ты закрыла сердце на замок,
Чтобы я в него войти не смог
Или я сломаю твой секрет
Или ты сама ответишь мне

Первая любовь. Таинственная девочка-девушка,с глубокими чёрными вечно-грустными глазами. Страстная, мимолётная встреча. И кажется,что навсегда. Молчание. Игра.
Возможна, она полусумасшедшая. Ревнивая ли, страстная, безумная  - она молчит, всегда молчит,и только глаза горят, нервным лихорадочным пламенем.

Любишь, любишь, любишь, любишь,
Любишь, любишь, любишь или нет?
Любишь, любишь, любишь, любишь,
Любишь, любишь, любишь или нет?

Зачем он, влюблённо-влекомый, задаёт этот извечный вопрос? Она - Женщина. Юная, но Женщина. Страстная. Резкая. Подчинить. Пусть скажет, пусть сломается. Это будет его первая победа над...Над собой?...

Если вдруг замучили тебя
Шорохи ночные в тишине
Лучше помолись, ведь это я,
Это я уже иду к тебе!

Страх. Страх для него - это любовь. Она должна бояться его, трепетать, обожать...Он думает так, даже не представляя, что когда добьётся этого, когда жгучие глаза её покроются пеленою рабского слепого обожания, вся эта сумасшедшая мазохисткая влюблённость опадёт, как пена с песчаного берега...

Любишь, любишь, любишь, любишь,
Любишь, любишь, любишь или нет?
Любишь, любишь, любишь, любишь,
Любишь, любишь, любишь или нет?

Секрет...

Но Она - сильная. Она это знает. Она - его первая влюблённость, его первое влечение - она не станет в его жизни Главной Женщиной, она будет одной из 4-х значимых. Перевалочный пункт его судьбы, место, где произойдёт Поворот. С периода когда-всё-ещё-не-более-сем на период когда-всё-зашло-слишком-далеко.

Ты убила все свои игрушки
Ты закрыла маме рот подушкой
Чтобы никто не выдал секрет
Чтобы мне никто не дал ответ

Преследования, угрозы, игра с чувствами стала игрой с судьбами. Неустойчивая, почти помешанная на Герое, Она не может позволить упустить его, не может позволить,чтобы он удостоверился в её любви, чтобы хоть кто-нибудь сказал ему об это м и...
Первая кровь. Первая смерть по вине Героя, хоть и не его руками. Несчастная, юная, лихорадочная - Она убивает мать в припадке Страха, который Он ей внушил.

Любишь, любишь, любишь, любишь,
Любишь, любишь, любишь или нет?

Это навсегда останется для него Секретом. Короткий и бурный роман, закончившийся так трагично. Корабль покидает этот город. Оставляя в нём Её наедине со своим страхом и со своей смертью.
Герой же вновь причинил своей Женщине боль. Но пока ещё не осознанно. Страдает ли он? Не думаю. Чусства ещё борются в нёмю. И горечь поражения, и пугающее удивление от созания своей причастности к чьей-то смерти. До этого дня он был лишь свидетелем, но сам не убивал. Пока...

87

целая история, целая жизнь...надо будет послушать (про Пирата)

88

Целая жизнь - в этом ты права. чуствую, за сегодня всю точно не возьму, но насколько позволит возбуждённое состояние =)

89

Время ещё много ;)

90

Красная шапочка

Шли годы. Бурь порыв мятежный...Прошло лет пять или даже семь. Герою Чуть больше 20-ти. Женщины - одна из составляющих того, что берут пираты при собственно грабежах. Обыденность. Вещь. Такая же,как и остальные.
Но бывает не просто насилие. Сечас бы это назвали флиртом. Или пик-апом. Да хоть склеиванием, сути не меняет.

Мы встретились ночью ночью в лесу
Ты сказала проводи я сказал провожу
Мы шли по дороге срывали цветы
Ты говорила о том как ты

Лёгчая встреча, быстрое знакомство. Что нужно Ему?Лишь сознание того, что он нужен. Что в Нём видят спасение, жизнь свою. Как воздух, необходимо ему чувство собственнной значимости.

О как ты жила без любви без тепла
Без любви без тепла-а
Без любви без тепла-а

Ему необычайно везёт. Девушка оказывается очень даже одинокой. А значит ранимой, и легко подчиняемой его обаянию, его воздействию, его силе - иллюзия Защиты губила подобных ей во все времена. Она лишь эпизод. Она даже не запомнится. Одна из...

Как больно если нет любви
Сказал мне плачь все позади
Нежно нежно положил твое тело в кусты
Никогда никогда не забуду как ты

Циничное замечание. Ему, никогда ещё не Любившему - да, влекомому, да, влюблённому, но не Любившему - откуда ему знать это? "Утешение", кторое он ей даст, конечно не поможет ни ей, ни Ему. Однако происходит то, что должно произойти.

О как ты жила без любви без тепла
Без любви без тепла-а

Как ты жила без любви без тепла
Без любви без тепла-а
Без любви без тепла-а

Её боль и тоска становится теперь её страстью, а это всё. что ему нужно.

Это не жестокость. Это циничная истина Его жизни.
Пока не придёт время, и он не Полюбит...


Вы здесь » Эта музыка будет вечной... » А в чём смысл? » Склад простыней.