Только что я наконец-то смог отыскать и скачать Программу А с выступлением Гражданки.
Выделенный безлимит - это вещь!)) Однозначно.
У меня если когда-нибудь такое появится - моя жизнь оборвется в виртуале)))
Эта музыка будет вечной... |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Эта музыка будет вечной... » Рок-клуб » Гражданская оборона
Только что я наконец-то смог отыскать и скачать Программу А с выступлением Гражданки.
Выделенный безлимит - это вещь!)) Однозначно.
У меня если когда-нибудь такое появится - моя жизнь оборвется в виртуале)))
Тогда лучше не проводи:)
Вчера мы наконец-то нашли мемориальную стену Летова. Она находится на Арбате, только в отличии от стены Цоя располагается во дворах.
Ну и как она? Живописная?
Да, миловидная:)
Ну зачем же удалили ссылку!?? Это не спам, я ведь не говорю всем что то вроде: "переходите все на этот форум, он намного круче, здесь одно фуфло, и т.д." Я просто дал ссылку туда где можно скачать некоторые концерты гражданской обороны!!! http://rock-video.7bb.ru
Отредактировано paha2 (2008-06-23 18:39:59)
У меня начался период гражданской Обороны)
Если интересно-читайте)
Александр Кушнир - Мышеловка (из книги "100 магнитоальбомов русского рока")
Записи одного из первых альбомов "Гражданской обороны" предшествовало немалое количество полустудийных экспериментов, проведенных Егором Летовым и Константином "Кузей Уо" Рябиновым в подвалах и институтских лабораториях города Омска. "С самого дня рождения "Гражданской обороны" (8 ноября 1984 года) мы с Кузей Уо сразу же сделали ставку именно на изготовление и распространение магнитофонных альбомов, резонно решив, что live-выступления нам светят весьма не скоро, - вспоминает Летов в своих "ГРОБ-Хрониках". - Кроме того, так уж установилось, что есть записи - есть и группа, нет записи - нет и... "
"Гражданская оборона" начиналась как проект, исполнявший авангардную музыку. Но вскоре музыканты группы переключились на голимый панк-рок с эпатажными антисоветскими текстами. В конце 85-го года в деятельность "Обороны" вмешиваются местные правоохранительные органы. Даже находясь в глухом подполье, эта рок-группа влияла на настроения и умы людей и неотвратимо становилась для властей социально опасным явлением. Последствия не заставили себя долго ждать - с "Обороной" начали активно бороться.
Кузя Уо, несмотря на сердечную недостаточность, срочно был призван в армию. Летова отправили в психбольницу, где в течение нескольких месяцев накачивали психотропными средствами. Временно ослепнув, он столкнулся с раздвоением сознания и прочими "побочными явлениями", но все же сумел выстоять. Чтобы не сойти с ума, Летов целыми днями писал стихи и рассказы. Одно из стихотворений удалось сохранить: "В сумасшедшем доме художнику приснилось/Что кровавые туши убитых зверей/На мясокомбинате/ Превратились в огромные сочные/ Апельсины, гранаты, лимоны/И вот они на крюках/Легонько покачиваются/Тихонько звенят".
"В отношении моего опыта в психушке я бы использовал афоризм Ницше: "То, что меня не убивает, делает меня сильнее", - пишет Летов в своей "Творческо-политической автобиографии". - Пос-ле этого я понял, что я солдат. Причем солдат хороший. Понял я так-же, что отныне я себе больше не принадлежу. И впредь я должен действовать не так, как я хочу, а так, как кто-то трансцендентный хочет".
Выйдя из больницы, Летов в условиях полной изоляции пишет песни, созвучные его радикальным взглядам того периода: "Дезертир" ("сорвите лица - я живой"), антикоммунистический "Бред" и одну из первых суицидальных композиций "Умереть молодым", близкую по духу моррисоновской "No One Here Gets Out Alive".
Эти и другие песни долгое время существовали в черновом варианте, поскольку никакой возможности записать их у Летова не было. На дворе стоял 86-й год - антироковая кампания, докатившись до Омска с двухлетним опозданием, была в самом разгаре. С большинства местных музыкантов в КГБ взяли расписки, в которых те отказывались от какого-либо участия в опальном летовском проекте.
Психологически Летов был готов записываться самостоятельно. Все упиралось в отсутствие элементарной звукозаписывающей аппаратуры. Единственной омской группой, не испугавшейся сотрудничества с Летовым, оказалась фолк-панк-гаражная команда "Пик и Клаксон". В апреле 87-го года Летов вместе с музыкантами из "Пик и Клаксон" Олегом и Женей Лищенко выступает на I Новосибирском рок-фестивале.
Одной из основных интриг этой акции оказалась неравная схватка местного рок-клуба с обкомом комсомола, который нанес рокерам удар под дых, запретив приезд "Звуков Му" и "Аукцыона". На их место в фестивальной программе президент новосибирского рок-клуба Валера Мурзин в последний момент вписал "Гражданскую оборону". Тексты песен, естественно, подлежали строгой литовке. ГрОбы почему-то записывали их в темном зале, а затем безымянная машинистка впопыхах не перепечатала кое-какие места - как на грех, крамольные.
Когда группа сыграла первые композиции, в рядах официоза начался столбняк, а зал в полном смысле сходил с ума. Это был дебют Летова и его друзей на большой сцене, и они умудрились устроить в столице Сибири натуральный Пер-Лашез. "Оборона" со своими антисоветскими текстами и грязным гаражным звуком начала крушить все подряд. Охваченный волной дикого кайфа, звукорежиссер "Калинова моста" Александр Кириллов схватил лист бумаги, написал печатными буквами: "Кто литовал?" и пустил эту парфянскую стрелу по рядам в направлении жюри...
Вернувшийся из Новосибирска домой Летов прекрасно понимал, что пока комсомольская "телега" о фестивальных подвигах дойдет до Омска, у него в распоряжении еще имеется несколько недель. Именно в этот узкий временной интервал мая-июня 87-го года им в одиночку было записано сразу пять альбомов: "Мышеловка", "Красный альбом", "Хорошо!!", "Тоталитаризм" и "Некрофилия".
Формально числившийся художником-оформителем, Летов к тому моменту уже давно находился в свободном плавании. Не связанный с социумом никакими договорами, он нес трудовую вахту у себя дома, фиксируя по одному альбому за два-три дня. В них во-шли композиции периода 1985-1987 годов.
"Я записывался со страшным стремительным кайфом, высунув язык и прищелкивая пальцами. Помню, что когда я закончил "Мышеловку", свел и врубил на полную катушку, то начал самым неистовым образом скакать по комнате до потолка и орать от раздирающей радости и гордости. Я испытал натуральный триумф. И для меня это до сих пор остается основным мерилом собственного творчества: если сотворенное тобой не заставляет тебя самого безуметь и бесноваться от восторга - значит, оно вздорная бренная срань".
Запись "Мышеловки" осуществлялась методом многократного наложения при помощи магнитофонов "Олимп-003", одолженных Летовым у "Пик и Клаксон" и у своего приятеля Дмитрия Логачева. Оба магнитофона Летов слегка переделал, добавив в общую электрическую цепь мерзостное звучание советских колонок и самопальных инструментов.
В записи каждого из инструментов приходилось прибегать к немалому количеству технических хитростей. Для того чтобы зафиксировать на пленку сложную барабанную партию, Летов записывал ее на девятую скорость и играл в два раза медленнее необходимого темпа. Затем магнитофон переключался на 19-ю скорость, в результате чего барабаны звучали в режиме хорошо темперированного хардкора - как, например, в композициях "Пластилин" и "Иван Говнов".
Уже в те годы Летов тяготел к грязному звучанию. "Вся беда нашего отечественного рока, возможно, состоит в том, что все стараются записаться почище", - говорил он в одном из интервью, датированном концом 80-х. На сессиях "Гражданской обороны" Летов упорно придерживался установки писаться быстро, грязно и максимально энергич-но. Считая, что атональное сопровождение создает драйв, он в рамках избранного шумового безумия оставался неплохим гитаристом - даже несмотря на некоторую наивность инструментальных вставок ("Он уви-дел солнце", "Дите", "Дезертир").
Последовательность записи была следующей: Летов играл на барабанах, потом на гитаре, басу и только в самом конце на образовавшуюся инструментальную болванку накладывал голос и дополнительные гитарные партии. Затем вся запись прогонялась через самодельный ревербератор.
...Летов, по его же словам, "в дрызг и брызг насрал на всяческие очевидные нормы звучания. Суровая противофаза, чудовищный перегруз, сплошной пердежный и ревущий среднечастотный вал... Вокал несколько "посажен" в пользу интенсивности и плотности звучания, что привело в некоторых случаях к заметному затруднению восприятия текстов слушателем".
Как и остальные студийные опусы ранней "Обороны", "Мышеловка" укладывалась в рамки тридцати минут и состояла из пятнадцати очень коротких, но очень энергичных композиций. Несмотря на пять наложений, примитивную технику и нехватку времени, Летову удалось создать один из самых живых и яростных альбомов за всю историю советского рока.
"Мышеловка" открывалась стихотворением "Так же как раньше", написанным Летовым в 85-м году: "Словно после тяжелой и долгой болезни/Я вышел под серым уютным дождем/Прохожие лепят меня как хотят/Так же как раньше/Я в мятой и потной пижаме/Но уже без претензий на белый полет/Cкоро придет/Осень".
Большинство песен напоминали доведенный до экологического примитивизма панк, сыгранный в стиле калифорнийских подвальных команд середины 60-х годов. Вокал Летова аналогов не имел. Это был монотонный вой с элементами шаманского нагнетания напряжения, разукрашенный анархическими лозунгами и выкриками "хой" - как у Майка на альбоме "LV". Несмотря на обилие ненормативной лексики, здесь пока еще нет мрака, характерного для поздних работ "Гражданской обороны". В "Мышеловке" много хуков, злости и запоминающихся рефренов, на интонационном выделении которых строится большинство хитов ("Он увидел солнце", "Желтая пресса", "Иван Говнов" и, конечно же, "Пошли вы все на..."). Так в 87-м году осмеливался петь (вернее, не петь, а рычать) человек, которому терять уже было нечего.
В своих песнях Летов искал абсолютную свободу, изобретал "новую дерзость" - пусть экстремистскую по форме, но позитивную по сути ("прецедент торжества бунта и свободы над твердокаменными законами и чугунными скрижалями тоталитарного бытия").
Летов боролся с социумом в лице доперестроечного совдепа - а совдеп в свою очередь боролся с Летовым. В конце июня до Омска наконец дошла комсомольская телега, направленная из Новосибирска кем-то из соорганизаторов фестиваля. Летову грозила вторая серия принудительного лечения в психбольнице - со всеми вытекающими последствиями. Мышеловка, однако, не захлопнулась. Не дожидаясь появления санитаров, Летов прихватил сумку со свитером, купил билет на поезд до Москвы и отправился в автономное плавание по стране.
"Мы с Янкой были в бегах вплоть до декабря 87-го года, - вспоминает Летов. - Объездили всю страну, жили среди хиппи, пели песни на дорогах, питались чем Бог послал. На базарах воровали продукты... Жили в подвалах, в заброшенных вагонах, на чердаках... В конце концов, благодаря усилиям моих родителей розыск прекратили и меня оставили в покое. Начинался новый этап перестройки и диссиденты уже никому не были нужны".
Александр Кушнир - Русское поле экспериментов (из книги "100 магнитоальбомов русского рока")
К весне 88-го года "Гражданская оборона" превратилась из студийного проекта в реально функционирующую рок-группу: Летов на басу, Кузя Уо и Игорь "Джефф" Жевтун - гитары, Аркаша Климкин - ударные. На концертах эти четыре человека в драных куртках и джинсах рубились не на жизнь, а на смерть. Играли на предельно форсированном звуке - когда тормоза отпущены, а инструменты на пульте выведены по максимуму. На перегрузки и искажения по частотам никто не обращал внимания. Рев, переизбыток ненормативной лексики, сильнейший энергетический поток, который затягивал внутрь, как водоворот. Музыки, как таковой, не было вообще. Не случайно весной 88го года по стране пошло гулять выражение: "Панк-рок существовал в СССР ровно двадцать минут - во время концерта "Гражданской обороны" в Новосибирске. Все остальное - это уже постпанк".
Отыграв на VII ленинградском рок-фестивале, Летов сотоварищи временно прекращают концертную деятельность. Зафиксировав за несколько июньских дней на репетиционной точке "Аукцыона" болванки сразу четырех альбомов ("Русское поле экспериментов", "Здорово и вечно", "Армагеддон попе" и "Война"), Летов решил продолжить сессию в Омске. В окружении аукцыоновской фирменной аппаратуры и всевозможных преобразователей звука он окончательно убедился в том, что "при хорошем качестве записи теряется что-то очень важное из того, что мы в это вкладываем".
За последние два года в сознании Летова довольно ясно выстроилась концепция того, как надо и как не надо записываться его группе. "Как правило, звук у нас очень странный, - считает Летов. - Первое ощущение - что звук "очень говно", очень плохой. Все инструменты вроде бы присутствуют и звучат, но при этом все вместе ни на что не похоже".
Для создания "фирменного" саунда "Гражданской обороны" омская квартира Летова была превращена в настоящую подпольную студию ГрОб Records. Стены комнаты были покрыты звукоизоляционным материалом. В углу находилась купленная у "Калинова моста" ударная установка, которая со временем начала обрастать кучей всевозможных перкуссий, бонгов и тамтамов. В часть барабанов напихивались какие-то тряпки - "чтобы звучало как-то по-новому или, наоборот, вообще не звучало". Два развороченных магнитофона "Олимп" стояли со снятой панелью, отпугивая случайных посетителей своей обнаженностью и беззащитностью.
Лидер "Гражданской обороны" старался максимальное количество инструментов записать вживую. Микрофоны использовались исключительно советские, поскольку, по летовским понятиям, "они обеспечивают крайне хриплое звучание". Периодически микрофоны прикреплялись к торшеру и, вращаясь вместе с ним по кругу, фиксировали звук на разных расстояниях и под разными углами. Если вдумчиво прочитать предыдущее предложение, становится понятным, почему сам процесс записи в ГрОб Records Летов любил характеризовать фразой "давали Кулибина".
К началу осени 89-го года Летов уже наверняка знал, что именно будут представлять собой новые альбомы "Гражданской обороны". "Процесс создания альбома, предшествующий записи, начинается с того, как внутри тебя возникает состояние охоты и охотника, - говорит Летов. - Совершенно конкретным образом появляется состояние погони. Начинается мучительная и агрессивная охота "за этим", которая выражается в ничегонеделаньи, в наркотиках, блужданиях по лесу, попытках пить водку, драться и т.п. Но когда необходимое состояние ловится за хвост - нечаянно, но очень точно - после этого все создается одним махом. Ты как будто становишься трубой, через которую со страшной силой и скоростью пропускается чудовищный поток всевозможных образов".
...Одним из событий, послужившим для Летова импульсом к созданию цикла песен "Русское поле экспериментов", стало самоубийство гитариста "Гражданской обороны" и "Калинова моста" Дмитрия Селиванова. Это произошло в апреле 89-го года. "Весенний дождик поливал гастроном / Музыкант Селиванов удавился шарфом / Никто не знал, что так будет смешно / Никто не знал, что всем так будет смешно", - написал Егор через несколько дней в песне "Вершки и корешки". В "Русском поле экспериментов" Селиванову также посвящалась шаманоподобная хардкоровая "Лоботомия", первоначально записанная в рамках параллельного проекта "Коммунизм". Из еще одного "коммунистического" альбома "Веселящий газ" была взята лирическая композиция "Бери шинель" (спетая в дуэте с Янкой) - сплав летовской мелодии с фрагментом молодежного гимна 60-х "Like A Rolling Stone" и песней Марка Бернеса "Бери шинель, пошли домой".
Большинство номеров в "Русском поле экспериментов" по своей сути представляли деструктивный рок. По форме это был ядреный сплав гаражного панка и авангардного трэша, сыгранный зычно и звонко, отчаянно и яростно. Не случайно на альбоме Кузя Уо использовал флейту один-единственный раз (в "Вершках и корешках") - чтобы не ломать динамику. Зато Джефф почти в каждой композиции пропускал гитару через перегруженный фузз - прием, доведенный Летовым до совершенства в "Мышеловке" и "Красном альбоме". Несмотря на среднечастотную грязь, дисгармонии, дикий скрежет специально расстроенных гитар, утрированно примитивный ритм и "нарочито зловонное исполнение", именно в этой антимузыке "Гражданской обороны" и была жизнь.
...Перед созданием "Русского поля экспериментов" Летов окончательно осознал, что "праздник кончился" и рок-н-ролл прямо на глазах теряет свой первородный смысл. Один из важнейших рок-художников своего поколения, Летов в этой ситуации пересматривает свои взгляды и начинает проповедовать теорию самоуничтожения. Анархические лозунги становятся неактуальными и отходят на второй план. С позиции Летова единственным правильным стилем жизни теперь является саморазрушение, а "достойной смертью" - суицид. Эта идеология была превращена Летовым в религию, а природное настороженное восприятие мира было возведено им в куб, доведено до предела.
По-видимому, обо всем этом и поется в финальной композиции альбома "Русское поле экспериментов" - страшной 15минутной психоделической сюите, по степени воздействия способной сравниться разве что с моррисоновской "The End". (В то время Летов называл Doors своей любимой группой.) Это, пожалуй, самый "веселый" из снарядов, выпущенных Летовым из своего рок-н-ролльного окопчика. Бескомпромиссный боец, законченный максималист и нигилист, чье творчество подпитывалось темной энергетикой суицида, Летов в те времена был весьма последовательным. В композиции "Русское поле экспериментов" он призывал, не дожидаясь Апокалипсиса, "покончить с собой, уничтожив весь мир" - на фоне безумной инструментальной какофонии, болезненного смеха и вкрадчивого шепота о том, что "вечность пахнет нефтью".
"Я... подошел к некой условной грани, - писал Летов спустя год в одной из статей. - К некоему как бы высшему для меня УРОВНЮ КРУТИЗНЫ, за которым слова, звуки, образы уже "не работают". Вообще, все, что за ним, - уже невоплотимо (для меня, во всяком случае) через искусство. Я это понял, когда написал "Русское поле экспериментов"... Я могу лишь выразить равнозначное этому уровню, являя просто новый, иной его ракурс. Это и "Хроника пикирующего бомбардировщика" с "Мясной избушкой" и "Туманом", и "Прыг-скок" с "Песенкой про дурачка" и "Про мишутку". Выше них для меня - зашкал, невоплощаемость переживаемого, вообще - материальная невоплощаемость меня самого. А вот именно туда-то и надо двигать".
--------------------------------------------------------------------------------
Александр Кушнир - Хроника пикирующего бомбардировщика (из книги "100 магнитоальбомов русского рока")
На определенном этапе деятельности "Гражданской обороны" Егор Летов сотоварищи пришли к выводу о том, что художнику "невозможно выразить абсурдность, кошмарность и игривость окружающей действительности... адекватнее и сильнее, чем сама реальность - ее объекты и проявления - конкретная музыка, произведения народной и официальной культур". В результате подобных выкладок и возникла группа "Коммунизм", в рамках которой музыканты начали экспериментировать с полузабытыми музыкальными слоями двадцати-тридцатилетней давности. В своей программной статье-манифесте "Концептуализм внутри", опубликованной в журнале "Контркультура", Летов и Кузя Уо нарекли подобные опыты с уже готовым, написанным ранее материалом "коммунизм-артом". "Внезапно мы поняли, что при отстраненном взгляде на знакомые объекты нам открывается целая линия жизни", - вспоминает Олег "Манагер" Судаков.
Исследуя эстетику и культурные традиции эпохи развитого социализма, музыканты в течение двух лет (88-89 гг.) записали полтора десятка альбомов, в которых в основном обыгрывалась атмосфера молодежного энтузиазма, времени несбывшихся надежд и иллюзий 60-х годов. Дух этой эпохи небезосновательно ассоциировался с фильмами Василия Шукшина и поэзией Эдуардаса Межелайтиса, музыкой Колкера и Михаила Танича. "Пластинки тех времен я бережно хранил лет с двенадцати, - вспоминает Кузя Уо в интервью журналу Underground. - Я подсознательно понимал, что это такие вещи, которые надо беречь... Это очень профессионально. Эти песни писали и исполняли очень сильные люди, цвет русской культуры".
...Не стесненные узким арсеналом средств, применяемых в панк-роке, Летов, Кузя Уо и Манагер чувствовали себя на сессиях "Коммунизма" уже не генералами рок-н-ролльного фронта, а свободными художниками, которые с легкостью могут позволить себе любые импровизации в области формы и звука. "Мне с каждым днем все труднее и труднее писать песни, - говорил в 90-м году Летов. - За весь прошлый год я написал, наверное, около пяти композиций, а все остальное был "Коммунизм". Именно в "Коммунизме" я выражал себя адекватней, чем в "Гражданской обороне".
Развивая традиции "Мухоморов" и "ДК", "Коммунизм" эволюционировал от магнитофонной фиксации спонтанных однодневных хэппенингов до работы со звуковыми коллажами. Вот лишь некоторые из этапов "коммунистического" строительства: использование стихов поэтов хрущевского периода (альбом "На советской скорости"), наложение вокальных партий на инструментальные фонограммы классиков панк-рока и эстрадных оркестров (альбом "Родина слышит"), дембельские песни (альбом "Солдатский сон"), фрагменты радиоспектаклей (альбом "Чудо-музыка"), тексты и высказывания деятелей культуры (альбом "Народоведение"). Кроме этого, в аудиоархиве "Коммунизма" числились эксперименты с ленточными кольцами (альбом "Сатанизм"), народные дворовые песни, спетые на музыку Beatles и Shocking Blue (альбом "Лэт ит би"), коллажи из воспоминаний о Ленине (альбом "Лениниана") и индустриальные перфомансы (альбом "Игра в самолетики под кроватью").
Пиком подобных опытов стал записанный в декабре 89-го и сведенный в январе 90-го года альбом "Хроника пикирующего бомбардировщика" - своеобразное подведение итогов двухлетней деятельности проекта. Четырнадцатый альбом "Коммунизма" представлял собой типичный сборник, состоящий из песен Летова и его соратников по ГрОб Records, а также из их любимых произведения русской и мировой музыкальной классики.
По духу альбом представляет собой своеобразное прощание с прошлым - в том виде, как воспринимали ушедшую эпоху Летов сотоварищи. Здесь много ностальгических мотивов и лирических настроений. Открывает "Хронику пикирующего бомбардировщика" композиция из одноименного кинофильма - "Туман", очень проникновенно спетая Летовым. Инструментальное сопровождение носит авангардистский характер и состоит из целой какофонии звуков, в которых совмещены "прямая" и "обратная" гитары, а также пропущенная задом наперед запись с ревом самих музыкантов.
...Будучи по своей природе архивариусом и тщательно храня записи всевозможных джемов и музыкальных посиделок, Летов крайне уместно включил в "Хронику" фрагмент вечеринки, состоявшейся на квартире у старых друзей из "Пик и Клаксон" зимой 87-го года. Дима Селиванов, подыгрывая себе на акустической гитаре, тихо напевает американскую народную песню "The Birds Of Paradise". Потусторонний голос Селиванова звучит здесь с такими задушевными интонациями, словно он исполняет "Полюшко-поле": "Nothing is real for the skies / Said the birds of paradise / Flying home, flying home / From the world that was made of stone".
Помимо целого букета разностилевых и разножанровых кавер-версий на "Хронике" присутствовало и несколько композиций, агрессивно сыгранных в духе "Гражданской обороны", - в частности. "Гавна-пирога", созданная Кузей Уо и спетая им в дуэте с Летовым под хардкоровый аккомпанемент двух гитар. Написанные Летовым "Маленький принц..." и "Иванове детство" (впоследствии переигранные на альбоме "Прыг-скок") отражали его депрессивно-суицидальные настроения того времени: "Просто лишь когда человече Мрет / Лишь тогда он не врет". Включение подобных песен в альбом ретро-ностальгического плана лишний раз иллюстрировало теорию Летова о том, что "все наши действия (вплоть до одиночного творчества) тоже являются объектами "коммунизм-арта".
Янка Дягилева спела на альбоме (вместе с Анной "Нюрычем" Волковой) "Нюркину песню", народную песню "Сад" и композицию Михаила Танича "Белый свет". Последняя была аранжирована в стиле вокально-инструментального ансамбля, исполняющего "белый танец" на выпускном вечере в школе. В качестве электрооргана здесь использовался однооктавный детский синтезатор "Соловушка", прозванный музыкантами "расческой". "Мы не играли на всяких современных "Ямахах" потому, что, несмотря на их якобы богатую окраску, они имеют характерный неживой звук, - вспоминает Летов. - А используемые в 60-х годах инструменты были живыми и даже электроорганы имели очеловеченное звучание".
Надо сказать, что на записи "Хроники...", впрочем, как и на любых сессиях "Коммунизма", музыкантами проводилось множество экспериментов со звуком. В частности, ими были опробованы разные версии треков, отличавшихся изменением скорости на двух магнитофонах "Олимп". В результате подобных опытов (продолженных впоследствии на "Прыг-скоке") партии ударных могли звучать таким образом, словно в сессии участвуют как минимум два барабанщика. Фрагмент из книги "Повесть о настоящем человеке", язвительно прочитанный Кузей Уо, сопровождался хитроумным "плэйбэком", в "прямом" варианте которого Кузя наяривал смычком по струнам бас-гитары. Динамики, из которых раздавался весь этот джаз, поднимались музыкантами в воздух и поворачивались под разными углами, чтобы звук носил то нарастающий, то убывающий характер. Затем этот психоделический хаос был превращен в ленточное кольцо, выполнявшее функцию инструментальной подкладки - правда, весьма дисгармоничной.
Венчала альбом эпохальная "Мясная избушка", во время записи которой произошла целая цепь совпадений и необъяснимых мистических явлений. Из окон летовской квартиры выпадали стекла, со стены падал портрет Моррисона, отключалось электричество и гасли свечи. Сама же композиция представляет еще один летовский крик о том, как внутри человека "загнивает душа". Вокала, как такового, здесь не было. Как не было и шаманской монотонности, оголтелого бреда или безрадостных исповедей. Практически полное отсутствие инструментов - в полной тишине происходит раскаяние, публичное распятие самого себя под отдаленный звон церковных колоколов: "Я разбил себе вдребезги лоб / О величавые достоинства мстительной памяти / Ненароком наблюдая / Как в мясной избушке помирала душа".
Когда эта композиция наконец-то была зафиксирована на пленку, а альбом - окончательно смикширован, участники проекта решили его не тиражировать. Замораживание "Хроники", по-видимому, обуславливалось желанием Летова избежать очередных обвинений в суицидальной тематике. Второй вероятной причиной являлось разочарование Летова, вызванное примитивной реакцией большинства слушателей на опусы "Гражданской обороны". Возможно, именно в тот момент Летов вспомнил почитаемое им Евангелие от Фомы: "Не давайте того, что свято, собакам - дабы они не бросили это в навоз".
Но судьба распорядилась по-иному. Так случилось, что "утечка информации" была достаточно велика и альбом начал распространяться стихийно, помимо воли его создателей. Несмотря на то что тот же Кузя Уо считал "Хронику" "очень цельным альбомом", из которого "нельзя выбросить ничего лишнего", Летов со временем прозаично разорвал эту работу "на куски". Часть композиций была опубликована в рамках его нового проекта "Егор и оп...еневшие" (на альбомах "Прыг-скок" и "Сто лет одиночества"). "Нюркина песня" вошла в посмертный альбом Янки "Стыд и срам", а несколько номеров попали в "коммунистический" кассетный сборник "Благодать. Часть IV". Непосредственно сам альбом "Хроника пикирующего бомбардировщика", который тот же Летов считал "наивысшим достижением "Коммунизма", в первоначальном виде переиздан так и не был.
Александр Кушнир - Прыг-Скок (из книги "100 магнитоальбомов русского рока")
Весной 90-го года, выпустив альбом с кавер-версиями "Инструкции по выживанию" и сыграв прощальный концерт в Таллине, "Гражданская оборона" прекратила существование. Как тогда казалось, навсегда. "Нас хотят сделать частью попса, - заявлял Летов. - Я понял, что необходимо либо выскочить из этого потока, либо невиданным усилием воли обратить его течение в другую сторону, ибо в восприятии нашего творчества началась самая настоящая инерция, имеющая к тому же коммерческий характер".
После того, как "Гражданская оборона" распалась, Летов как-то обмолвился, что, возможно, вообще покончит с рок-музыкой. На прощание он решил записать сборник любимых песен - начиная от произведений советских композиторов (типа "Тумана" Колкера) и заканчивая "Непрерывным суицидом" Романа Неумоева. Но в процессе сессии у Летова неожиданно стали возникать собственные песни, которые в конечном итоге и составили костяк "Прыг-скока".
...Задумывая альбом, Летов представлял его не только "хитрым ходом и попыткой бегства от привычных клише", но и неким глобальным экскурсом в область психоделии. Психоделии на "Прыг-скоке" получилось с избытком - на уровне прямого эффекта от многодневной передозировки. Летов в ту пору еще не экспериментировал с серьезными наркотиками, но зато с головой ушел в изучение мистических явлений и оккультных наук. Подобное расширение кругозора включало в себя не только чтение букинистической литературы по корневым религиям, но и продолжительные походы по уральским топям, лесам и скалам, где Летов чувствовал себя "уютнее и реальнее, чем на улицах и в жилищах".
После одной из рискованных экспедиций в район Лысой горы Летов вернулся в состоянии сильнейшей горячки. Существовала даже версия (скорее всего, мифическая), что Летова укусил энцефалитный клещ. Как бы там ни было, Егор пережил сильнейший эмоциональный шок и в течение июня-июля находился в бреду - с температурой, близкой к критической. Он был вынужден побриться наголо, не мог спать по ночам, совсем ослаб, но именно в подобном состоянии им были написаны "Про дурачка", "Прыг скок" и "Отряд не заметил потери бойца". "С медицинской точки зрения я должен был сдохнуть, - вспоминает Летов. - Но ничего, не сварился. Ходил и сочинял песни, записывая их по ночам. Весь цикл я закончил чудовищным "Прыг-скоком", который сочинял где-то полтора месяца. Проект я решил назвать "Егор и о...деневшие" - потому что состояние было соответственное".
Именно это состояние Летов крайне достоверно передал на двух ключевых композициях: "Про дурачка" и "Прыг-скок". Первая из них, напетая Летовым в четыре голоса без сопровождения инструментов, содержала переделанный языческий заговор на смерть, который в аутентичном варианте звучал следующим образом: "Ходит покойничек по лесу, ищет покойничек мертвее себя". Тема смерти получила дальнейшее развитие в большинстве композиций - начиная от стихотворения "Ночь" (посвященного памяти Александра Введенского) и заканчивая совершенно безумным "Прыг-скоком", в котором "неведомые боли" заставляют метаться "ниже кладбища, выше облака". Действие в этой песне начинается с мистических качелей, которые раскачиваются "сами по себе" - словно стол-кадр из фильмов Тарковского и Сокурова. Останавливается время, и "кто-то внутри умирает хохоча". Судороги, крики, под которые душа покидает тело, - прыг-скок в чудовищные дали - переход в погребальный плач и возврат по спирали обратно к летающим в пустоте качелям.
Как гласит история, Летов написал эту песню в процессе очередного эксперимента с шаманскими ритуалами. На этот раз его трансцендентный опыт заключался в том, что Егор играл и пел в течение многих часов, а включенный магнитофон неумолимо фиксировал данный поток сознания. "Часа через четыре из меня пошли, как из чудовищной огромной воронки, глубоко архаичные слова - слова, рожденные даже не в детстве, а в том состоянии, которое существовало еще до моего рождения, - вспоминает Летов в "Творческо-политической автобиографии". - И эти тексты я едва успевал записывать... Я не знаю, где я в действительности находился в то время. В результате такого страшного опыта вышла эта песня "Прыг-скок".
Музыкальная сторона композиций отталкивалась от мелодической эстетики калифорнийской группы Love, которую Летов часто называл "эквивалентом "Гражданской обороны" на Западе". "Когда записывался "Прыг-скок", я хотел каким-то образом ответить на творчество Артура Ли, - вспоминает Летов. - Я впервые услышал Love года за полтора до этого. С точки зрения рока эти люди очень сильно на меня подействовали, а их ранние альбомы постоянно вертелись в голове. И надо это было как-то отдать - сточки зрения благодарности. Получил - отдай другому. И с таким ощущением у меня родились "Песенка о святости, мыше и камыше" и "Про червячков".
"Гуру", "пророк" для одних. "взбесившийся бойскаут", "усталый, больной человек" для других, Летов записывал этот отчаянный альбом в полном одиночестве - начиная от партий ударных и заканчивая скупыми гитарными проигрышами. Кузя Уо на сессии отсутствовал (после распада группы он временно завис в Ленинграде), и Егор, перечисляя музыкантов, слегка издевательски написал в аннотации: "Кузя Уо - все прочее". Другими словами - ничего. На нескольких композициях Летову подыгрывал на басу Джефф, а на "Прыг-скоке" ему подпела Юля Шерстобитова, впоследствии известная по томскому проекту "Стеклянные пуговицы".
Сведение и монтаж Летов завершил в конце лета 90-го года. В "Прыг-скок" он не включил несколько композиций: "Самоотвод", "Мое описание меня бережет", а также неумоевский "Непрерывный суицид", который позже вошел в виниловую и лазерную пластинки. Кроме того, в архивах остались две "расширенные" версии песни "Про дурачка" - электрическая (!) и акустическая.
Летов посвятил альбом дерзкому "выходу за флажки" сборной Камеруна на чемпионате мира по футболу, а также памяти своего омского друга Эжена Лищенко ("Пик и Клаксон"), умершего тем летом от рака в одной из ленинградских клиник.
...Каждый музыкант мечтает создать в своей жизни что-нибудь вечное. По всем признакам, у Летова таковым должен был стать "Прыг-скок". Казалось, после него - конец всему, после него - только пустота. Все это напоминало гипноз, подсознательные послания, транс и энергетическую мощность страшной силы, исходящие от человека, который готовится вот-вот принять смерть. Ничего похожего на этот сознательно декларируемый "путь в никуда" в отечественном роке до тех пор не появлялось. Да и на Западе с эзотерически-философским воздействием данного альбома на психику могли сравниться разве что "герцоги мракобесия" из Coil и Psychic TV. Показательно, что в процессе последующих метафизических поисков Летов, ориентируясь на атмосферу гаражного эйсид-рока, начал принимать огромное количество стимуляторов, но достигнуть состояния (и результата), аналогичного "Прыг-скоку", ему так и не удалось.
"Все, чем я занимаюсь в эти печальные времена, - заявил Летов спустя несколько недель после окончания записи, - я считаю этаким безнадежным ритуалом. Чем-то вроде концептуальной акции Джозефа Бойса - когда он носил и укачивал на руках мертвого зайца, объясняя ему вслух теорию относительности".
Евгений Козловский - рецензия на альбом группы Егор и Опизденевшие "Сто лет одиночества"
Рецензия взята с сайта wwwcdru.com
Игорь Лебедев, который ставит этюды на сайт и терпеть не может печатного мата (я разделяю его симпатии, хотя и... отчасти) в данном случае просто вынужден смириться: коли уж предоставляемый сайтом диск носит такое название. Из этой песни выкидывать слова бессмысленно. Последовательнее было бы выкинуть саму песню. То есть диск.
Но выкидывать диск было бы акцией антидемократической (поскольку в хит-параде RealAudio сайта он попал в первую десятку) и, возможно, даже антикоммерческой (по той же самой причине). Скорбеть же о вкусах публики (читай - реальных и потенциальных покупателей) - дело совершенно пустое. А править эти вкусы - безнадежное. Хоть, может, и не вполне. Правка общественных вкусов - это, возможно, та самая капля, которая точит камень. Но вы можете представить себе, как медленно она это делает?
"Егор" - это понятно. Егор Летов. Кто же - опизденевшие? Судя по тексту на буклетике - Константин Рябинов, Анна Волкова, Игорь Жевтун и Александр Рожков. Вероятно, они согласились с тем, чтобы их так назвали. Я бы не согласился ни за что.
Что значит это сакраментальное слово? Что господа пришли в состояние шока, ступора, чего-нибудь еще в этом роде от чего-либо. Что же, прийти в подобное состояние по нашей теперешней жизни можно вполне, на себе испытывал. Тут главное - придя в него и немного в нем поневоле побыв, суметь из него вбраться. Если этого не случилось, - значит опизденевшие господа таковыми и остались. То есть они - неадекватны действительности. Попроще сказать - сумасшедшие.
Вообще говоря, творчество сумасшедших обычно бывает интересно лечащим их врачам. Но нет! - выставки работ параноиков и проч. порою привлекают и общественный интерес. И часто - по делу. В данном случае беда в том, что опизденевшие скорее всего таковыми просто прикидываются. А это уже в любом смысле значительно менее интересно.
Получив диск, я попал в ужасную пробку: Дмитровка провалилась под землю, и я преодолевал полтора километра Садового кольца четыре с лишним часа. Практически поневоле прочел все тексты песен и стихов (на диске, как впоследствии оказалось, два стихотворения читаются автором без музыки). Не уверен, что справился бы с этой совершенно нетривиальной задачей в обстановке более тривиальной. Дома, например. В общем, все складывалось в одно: опизденевший от пробки, случившийся в результате ухода на многие метры под землю одной из московских центральных улиц (событие, от которого и впрямь довольно легко опизденеть), я читал стихи опизденевшего Егора Летова. Приговор был окончательным и обжалованию не подлежал: бред сивой кобылы. Я даже подумал, что не так и трудно написать макрос для Word-а, который бы сочинял подобные тексты без участия Летова или какого бы то ни было другого гуманоида.
ПризнаЮ: был не прав. Когда диск слушаешь, оказывается, что дурацкие эти тексты, воспроизводимые автором то с кривой ухмылкой, то с истерическим надрывом (обнаружил на диске ровно две вышеназванные "краски"), начинают нести определенный смысл. Эмоциональный. Ключевые слова, призванные будить ассоциации, оказывается, подобраны довольно точно. Ну, приблизительно, как образы картинок параноиков. То есть появилось подозрение, что Егор Летов опизденел и впрямь, а не просто прикидывается. А если и прикидывается - делает это довольно убедительно.
После первого, поверхностного, вполуха, прослушивания диска я решил начать этюд о нем приблизительно так:
"Если вы пришли в ресторан и буквально в первый момент обнаружили, что у скользнувшего мимо официанта жирная черная грязь под ногтями, а на белом переднике - пара подозрительного вида пятен, - вы скорее всего из ресторана тут же и уйдете, не интересуясь, вкусно ли там кормят и нету ли каких других скрытых от первого взгляда достоинств. Когда я услышал, что г-н Летов не умеет произносить некоторых звуков русского языка: у него вместо "чемодана" получается "цемодан", вместо "что" - "цто" и тому подобное, - я решил, что вслушиваться в его песни совершенно незачем: точно так, как пробовать блюда ресторана с грязными и неопрятными официантами. Ибо если человек решается выступить перед публикой в роли артиста (а что же иное делает Летов, записав диск и, как минимум, не возражая против его продажи? здесь даже более того: он сам является диска этого и продюссером!), он должен озаботиться хотя бы минимумом приличия. Исправить речевой дефект вроде предлагаемого г-ном Летовым - дело, скажу и профессионально ("преподаватель актерского мастерства" - одна из специальностей по диплому), и по личному опыту - двух-трех месяцев работы. Правда, упорной, но все же посильной.
Однако, я, увы, не являюсь простым посетителем ресторана - я, что называется, "ресторанный критик" - так что, вынужденно перебарывая брезгливость, сажусь за стол и спрашиваю меню..."
Спросив же меню и внимательно его продегустировав (специально и внимательно прослушав весь диск), я пришел к выводу, что приведенный выше зачин был бы ошибкой. Вот почему: не то что бы опизденевший Егор Летов продумал этот ход намеренно. Возможно - ход подсознателен. Но концептуально Егор на своих слушателей плюет и кладет. Что слышно буквально изо всего. И нежелание заниматься чистотой речи - только маленькая деталька в общей картине. То есть: слушателям, которым альбом должен понравиться, должно понравиться и то, что на них плюют. Ну, приблизительно так же, как с соратниками г-на Летова, которым, видать, нравится, что Егор назвал их опизденевшими.
Но плюет так последовательно и энергично, что в результате оказывается: в альбоме что-то есть. Как минимум, энергия. Драйв.
Совсем особое дело, что мне не нравится ни истерический надрыв, ни эта вот не Бог весть как тонкая гаерская интонация (сам г-н Летов довольно точно называет ее "косоротой натужной ухмылочкой"). Что я предпочитаю более внятные ассоциативные ряды и особо предпочитаю, чтобы они шли вторым слоем под первым, логичным и достаточно простым...
Совсем особое дело, что я не хочу вслушиваться в бред наркомана и меня не интересуют проблемы скользких вен и пр.
Совсем особое дело и то, что, услышав случайно (возможно, даже, безосновательно), к какой кампании, тусовке принадлежит г-н Летов (мне сказали, что это Лимонов и вокруг него), я сразу почувствовал смешанное с отвращением предубеждение.
Всё это, пожалуй, дело моих личных предпочтений.
Если бы даже я считал тематику и стиль летовского альбома социально вредными, я, пожалуй, не стал бы заниматься контрпропагандой: я слишком понимаю ее полную бессмысленность, а чаще - даже и способность привести к прямо противоположным результатам.
Но я не могу считать социально вредным или социально полезным ни одно произведение искусства.
А у меня в результате возникло ощущение, что альбом Летова замешан все же на искусстве.
Не вызывающем моей симпатии. Но подлинном.
Да. Есть вот такой художник. У него есть свои слушатели. И свои поклонники. И дай им всем Бог!
Один из своих текстов г-н Летов заканчивает следующими словами:
"В начале было слово...
Все слова - пиздеж."
Ну вот. Летов с прочими опизденевшими часок попиздели. Я тоже немного попиздел по этому поводу.
Разошлись.
ЗЫ. Отсебятина. Альбом - безусловно из лучших Летовских,вместе с Прыг-Скоком. Но начинать с них знакомство с ГрОБ-ошибка. Нужно поймать настроение. Плохое настроение. Очень плохое. Тогда поможет и спасёт. Клин клином,как говорится)
Максим Семеляк - Рецензия на альбом группы Гражданская Оборона "Звездопад"
Рецензия взята из журнала Афиша
Столкнувшись с житейской необходимостью соорудить новую пластинку, Егор Летов просто перевел стрелки на другую эпоху и записал программу советских песен.
Вообще, в словах "новый альбом "Гражданской обороны" кроется что-то заполошно-торжественное, слегка даже смешное. Прямо как Норштейн "Шинель" закончил или Саша Соколов точку в новом романе поставил. Но есть, поверьте, от чего и торжествовать, есть зачем и встрепенуться: ведь последние альбомы сокровеннейшей русской группы вышли по весне аж 1997 года. Примерно тогда же на каком-то концерте Летов заявил о своей готовности писать пластинку советских песен. Получилась она лишь к ноябрю 2001-го. Пока разбирались с правами, прошло еще полгода.
Смысл "Звездопада" заключается в том, что Летов поет стихи Михаила Анчарова, Юрия Энтина и Булата Окуджавы, а играет музыку Владимира Шаинского, Яна Френкеля и Вениамина Баснера. Есть еще Высоцкий, Вера Матвеева и "Бременские музыканты". На дальней станции сойду - запахнет медом. Не будет он напрасным, наш подвиг благородный. Солнце взойдет.
В вокале Летова есть что-то непоправимое: однажды пропетая им песня навсегда становится его собственностью. Пользуясь этой завидной особенностью голоса, Летов поет песни советских композиторов как свои, что делает "Звездопад" полноправным альбомом "ГО", а не коллекцией нетривиальных каверов.
Собственно говоря, Летов и до того охотно пел так называемые советские песни. Однако "Звездопад" вовсе не похож на чудесный полуфольклорный хеппенинг, памятный по пластинкам "Лет ит би" и "Солдатский сон", как не похож он и на русско-прорывный экстаз любимой в свое время Летовым пахмутовской песни "И вновь продолжается бой".
Помнится, на смычке восьмидесятых-девяностых иные деятели контркультуры пеняли Летову на его неуемные страсть и отчаяние, а в пример ставили спокойную стоическую грусть. Кажется, они таки дождались.
"Звездопад" - солнечный зайчик нелепого мира. "Звездопад" - самый грустный и трогательный альбом "Обороны". "Звездопад" - первый летовский диск, под который не хочется ни пить, ни заходиться в подражательном вое, ни разворачивать красное знамя дедов и отцов (с похожими настроениями индустриальный классик Бойд Райс перепевал в 93-м нежнейшие хиты шестидесятых).
СССР Егора Летова - империя не зла и не страсти, но чувств. Тут не ностальгия и не гордость, но одна только светлая печаль. Альбом получился каким-то совершенно домашним и телевизионным. Песня красноармейца из "Кортика", "На дальней станции сойду", "На всю оставшуюся жизнь", "Песня о циркаче" - все это восхитительное наследие беспечных повторных телепросмотров наводит на единственное щемящее воспоминание: сейчас день, а ты по каким-то неплохим причинам остался дома. А уж когда звучит финальный Артемьев из "Своего среди чужих", перед глазами так и встают блеклые субтитры, исполненные под чутким руководством редактора Ээро.
У меня с этим альбомом свои счеты. Я впервые услышал группу "Гражданская оборона" в пятнадцать лет и, помню, немедленно увяз в щедро предложенной системе образов, настроений и координат - в каковой так или иначе и пребывал до недавнего времени. Так вот, сильнейшим своим "Звездопадом" Летов вывел меня из им же навязанной системы, отбросил меня в совсем давнишнее, "дооборонное" состояние, затронул какие-то струны, до каких ранее не желал доставать.
"Звездопад" - это путешествие в то блаженное, маленькое и глупое состояние души, когда она еще знать не знала ни про какие мясные избушки. "Звездопад" - это езда в тот мир, где все летел и летел лепесток через запад на восток, а на Берлин шел один только плюшевый мишутка. "Звездопад" - всего лишь, как спел бы сам Егор, детский мир.
Это детский мир, а-а-а-а-а-а!!!
Екатерина Борисова - рецензия на альбом группы Гражданская Оборона "Долгая счастливая жизнь"
Рецензия взята с сайта wwwzvuki.ru
Писать про Гражданскую Оборону и еще про Алису - сущее наказание для критиков: похвалишь ли, обругаешь ли, сохранишь ли нейтралитет, - всегда найдется толпа несогласных, готовых попортить тебе карму, а иногда и внешность. Однако обходить вниманием эти коллективы, равно как и личности их лидеров тоже как-то неприлично. Год назад 20-летний юбилей и новый альбом "Алисы" был обмусолен всеми СМИ; нынче то же самое творится вокруг 20-летия "Обороны" и ее свежего релиза. Редкий музыкальный журнал обошелся без пространных интервью с Летовым и славословий его новейшему труду. Воистину "альбом года", - если не по наполнению, то по количеству обсуждений.
Не вижу надобности останавливаться на подробностях создания "ДСЖ", - кому интересно, тот уже почерпнул все нужное из вышеупомянутых источников. Перейду сразу к главному: альбом - плох. Но плох он лишь для тех, кто ожидал от Летова дерзости, накала и запредела конца 80-х - начала 90-х. Ни новой "Войны", ни нового "Армагеддон-Попса", ни, тем более, еще одного "Прыг-Скока" Егор не создал. Да и не мог создать: слишком много воды утекло в реке Ине и прочих мировых потоках, слишком много лет, душевных трат, людей, событий, чувств и мыслей пришло, переработалось и ушло. Промежуточный конденсат вылился в два никаких (все познается в сравнении) альбома середины 90-х: "Солнцеворот" и "Невыносимую Легкость Бытия". Затем Егор долго занимался реставрацией и выпуском архива (своего рода аутотренинг), записал не слишком интересный сборник каверов "Звездопад" - и томил, томил поклонников обещаниями... Слишком многого все ожидали. И не так уж до фига получили.
В целом "ДСЖ" может понравиться тому, кто с творчеством Летова не знаком или знаком очень поверхностно: пластинка радует слух сильным, плотным звуком, мастерскими, экономными гитарными соло (никакого сравнения с когдатошней корявостью), общим ощущением многозначительности и масштабности. Любитель ГО со стажем радостно ахнет, послушав открывающую альбом песню "На Х*й!" - вот он, подлинный Егор, вот оно, Настоящее! Песня в самом деле исключительная; она, как резко распрямившаяся пружина, бьет зло, больно и никого не жалея. Да только засада в том, что на этой песне альбом по существу и заканчивается. Во-первых, остальные не идут с ней ни в какое сравнение по энергетике и мощи, по красоте и концентрированности. Во-вторых, сам текст, перечисляющий всё, что составляет основные темы Летовских песен и предметы его интересов, с однозначным резюме-рефреном "Х*й на все на это, и в небо по трубе!", делает дальнейшее прослушивание излишним. Вспоминается "Красный смех", когда-то сочиненный Неумоевым и перепетый Летовым (а давеча испоганенный Ленинградом): "Покидая свое тело как пожарище в смертном бою, наблюдая, как тональность, уходящую веру свою..." "На Х*й!" о том же: не воспевание смерти (в трубе крематория нет ничего героического или романтического), а усталая, привычная как ноющий зуб готовность к ней. Помните, у Шварца: "Смерть, оказывается, груба, и еще грязна: она приходит с целым мешком отвратительных инструментов" - "Откуда вы это знаете, принцесса?" - "Смерть подошла так близко, что мне было видно все". Летов, при всех перипетиях его непростой жизни, до сих пор казался почти бессмертным, над-человеком, не-человеком. Тут он впервые спел о своей конечности, написав чуть ли не завещание и подбив все итоги. Да, смертный Летов, монотонно бубнящий про долгую счастливую жизнь и лишь ненадолго оживляющийся в "Ангел устал", - это трудно принять. Летов, через силу исполняющий свой летовский долг (ведь должен же, наконец, выйти новый альбом!) - это очень печально. Но вполне понятно. Сколько ж можно, в конце концов? Все лучшее он давно уже сделал. И не обо всем, что происходит с человеком, стоит вещать толпам подростков, ни во что в силу возраста и количества выжратого пива не врубающихся, однако ж свято убежденных в том, что панки - хой. Какие, к черту, панки...
Прочий материал альбома, - лишь 12 бонусов к единственной стоящей песне. 11 из них ничем не плохи, кроме того, что ничем и не хороши, и один - откровенная ошибка. Это кавер-версия "Помоги Себе Сам" Машнина, - в оригинале язвительнейший, но при этом ужасно смешной рэп. Его категорически нельзя исполнять с серьезным лицом на фоне симфо-гитарных полотен: эффект пропадает напрочь. В репертуаре Летова изредка случались слабые каверы, но столь неудачного не припомню. Впрочем, и он тоже - в небо по трубе. И все остальное.
**********************
Ещё о нём же.
Максим Семеляк - Рецензия на альбом группы Гражданская оборона «Долгая счастливая жизнь»
Рецензия взята из журнала Афиша
Этот альбом напоминает летовский the best of, только скроенный из совершенно новых и неслыханных вещей. Это ровно та «Гражданская оборона», которую все знали, а кто-то любил, — только постарше, половчее, повесомее. Здесь есть отчаянный мат, сложноустроенный глуховатый звук, гаражный панк, блиндажный психодел, сердобольный смех и потрясающие шальные песни про нескончаемость вечера после войны, уставших ангелов, веселых ежей в лесу и вселенскую большую любовь. В одной песне Егор Летов читает чужой рэп («Я приду поплясать на ваших е…ных могилах!», песня группы «Машнин Бенд»), а в другой он, не повышая голоса, под психоделические гитарные переливы читает уже свои стихи про штрафные батальоны, и это, честное слово, вещь посильнее «Прыг-скока». Она называется «Приказ №227» и описывает, в частности, «феномен зайца, сидящего в траве, покрытой капельками росы». Вообще, «Долгая счастливая жизнь» — это очень важная запись и, уж бесспорно, лучший русский альбом года.
Я как могу стараюсь быть сдержанным, хотя дается это мне нелегко — меня, если честно, этот альбом жесточайшим образом ошеломил, добавив и седых волос, и счастливых минут (да что там минут — часов). Строго говоря, мне нечего прибавить к словам из старинной песенки группы «Флирт» — «Знаменитый Егор, он всегда был молодец, а сегодня Егор — это просто всем п…дец». Я только решительно не понимаю, как Летов умудряется на одних и тех же затверженных аккордах, с одной и той же интонацией изготовлять все новые и новые чудо-песни, которых уже не забыть. Все-таки этот человек очень многое понимает в том, что Андрей Платонов называл тайнообразующей силой музыки.
Вообще, альбом может служить ключом к пониманию всего творчества «Обороны», с ее волшебной уравниловкой поражения и торжества. У «ГО» репутация искренних и мрачных хроникеров того, что вокруг. Это же неправильно. Летов в первую очередь гениальный фантаст, сказочник и утопист. (Не зря же обычно его начинают слушать лет в пятнадцать, когда Вальтер Скотт уже не приносит былой радости, а еще хочется кланяться миражам типа солнечного зайчика нелепого мира.) Сила «ГО» не столько в искренности и едкости (хотя и в них тоже), а в изготовлении удивительных фантомов, в возведении радуги над миром. «ГО» — это просто очень большое, старомодное и реальное Искусство (извините за большую букву). Такие сны о чем-то большем (еще раз извините). Летов всю жизнь писал либо утопии, либо антиутопии (равно как бывал и антикоммунистом, и коммунистом). Однако приставки мало что говорят об этом ощущении несносного рывка и прорыва, про которое все песни «ГО» и которое, по счастью, переполняет собой и новый диск. Суть «Долгой счастливой жизни», да и всей «Гражданской обороны», в той высшей художественной безответственности, которая, собственно говоря, и называется свободой — наверное.
Вот так всё полярно.
Своё ИМХО скажу так. : Открывашку На хуй и правда- в трубу. Как и большинство песен с альбома. Оставляем в первую очередьБЕЗ МЕНЯ! Вселенскую Большую Любовь ,Долгую Счастливую Жизнь(Игорь Фёдорыч клёво их на концертах пел обычно),чужое Белые солдаты тоже пускай остаются И Помоги себе сам(ИМХО песня клёвая,а Катя Борисова просто не разобралась
Итог: Альбом неплох. Но не мастхев. В мою 10-ку альбомов ГО входит,занимает в ней непочётное 9 место .
Отредактировано Февраль (2008-07-27 00:16:28)
ну ты крут!
я всё это отпечатаю и буду в метро читать вместо Достоевского!
И снова Семеляк. А я ему больше всех доверяю просто)))
Максим Семеляк - рецензия на альбом группы Гражданская Оборона "Реанимация"
Рецензия взята с сайта afisha.ru
С выходом «Реанимации» замыкается круговая оборона — десять необстрелянных букв на манер заградотрядов прикрывают тылы и фланги, образуя кольцо, в которое не могли стянуться ключевые прошлогодние слова «долгая», «счастливая», «жизнь». Модель мира, находящегося в состоянии непрестанной мобилизации, завершена, и масштаб ее, по-моему, феноменален — «Реанимация» и «Долгая счастливая жизнь» едва ли могут быть признаны альбомами определенных годов либо декад, поскольку по сути своей являются саундтреками не к местному времени, а к чему-то более продолжительному.
Два диска так или иначе связаны между собой по першащему гитарному звуку и кроваво-красному словцу — но «Реанимация» подает чуть более глобальный и командный голос, и «е…аный кофе» из машнинского кафе (см. песню «P.S. Сам») теперь заливает собой целое небо (см. песню «Небо как кофе»).
Передовицы «Реанимации» - это фантастический приговор «Миром правят собаки», это одновременно пронзительная и отдохновенная композиция-капельница «Солнце неспящих» (написанная на музыку джеймс-ластовского “The Lonely Shepherd”); это акустическая противотанковая исповедь «Любо, братцы, любо» (вариант, немного известный в исполнении Зиновия Гердта); и это, собственно, заглавная песня, о которой чуть позже.
«ДСЖ» и «Реанимация» повязаны темой войны. «Вновь поднялись из окопов в свой последний отчаянный рост», «здесь даже птицы не поют» и «белые солдаты улыбаются среди обязательной войны» — так в «ДСЖ». «В умах, роддомах и домах идет беззвучная война», «болванка в танк ударила» и «раненой собакой бредит командир» — так в «Реанимации». Даже в ванной комнате «можно смело рыцарей из «Александра Невского» топить» (см. «Солнце неспящих»). Даже у собственной сумки заведено стоять на часах (см. лихую потешку «Беспонтовый пирожок»). Даже проказливый прижимисто-заземленный серф-инструментал «Песня барсука» звучит грозным маневром, как будто барсук выходит на охоту душить собак.
С одной стороны, продолжается великое противостояние «ГО» всем законам и азбукам — добежит, как и было сказано, слепой, победит ничтожный. Продолжается парад отчаянно-ветряных фантомов: родине, вечной весне, долгой счастливой жизни и штрафбатам-луноходам вторят непобежденная страна, скорость мира да солнце всех неспящих. Однако «Реанимация» — это не просто перманентный бунт гауптвахты против превосходящих сил противника. С каждой весной «Оборона» растет вглубь, вкось и вширь — на звуковом уровне эту тенденцию символизирует рассветный электрогитарный заплыв в финале «Собак».
Война у «ГО» запущена куда-то в небеса, она становится чем-то нездешним. Летов сам как-то говорил, что это не война, а сны о войне. «ДСЖ» и «Реанимация» — видения, озарения, галлюцинации (в конце концов, «ГО» не зря ест хлеб психоделической группы), сны в кленовой роще, миражи, порой бред, а иногда мечты. Сыворотка летовской правды переходит в нечто большее и радужное, в пьянящую сому; и «белых солдат» тревожат разве что голографические соловьи. Герои «ГО» — неуловимые мстители, мстящие за что-то столь же неуловимое. Очевидно, только так, через призму сна и мечты, можно сообщить что-то одновременно наносное и нелживое о войне - так умеет ценимый Летовым Кустурица (неслучайно у Егора в «Собаках» непокоренная страна взмывает в небо, а у Эмира в «Андеграунде» она плывет по реке краюхой берега).
Однако Летов не был бы Летовым, кабы не сообщил, что бывает на стыке сказки с реальностью. Что на самом деле происходит, когда семь шагов за горизонт сделаны и небо становится ближе некуда. Затянувшийся крик души всегда рано или поздно приводит к непроизвольному стону тела. К главной песне пластинки - к «Реанимации».
К ней применимы летовские же слова из соседней песни: «постигая такое, что не хочется жить». «Реанимация» — самое горькое сочинение Летова (горше «Самоотвода») и, возможно, самое совершенное его творение. «Реанимация» — не продохнуть какая вещь, вопиющая загвоздка альбома. Своеобразное излечение от метафоры: в отличие от ранней летовской песни под названием «Эксгумация», «Реанимация» телесна, кровеносна и лимфатична, болезное “journey through a body” (как у группы Throbbing Gristle) со светом в конце смертного тоннеля. Летов научился петь так, словно имеет в виду сразу все. «Реанимация» — и ужас, и радость, и великая депрессия, и вынужденная эйфория, и возвращение с того света («А ну-ка встать!»), и одновременное в него погружение. Она топчется на болевом пороге открытий, переступает его и… впрочем, больше я об этой песне говорить не буду, поскольку это удел уже не критика, но сталкера. Добавлю только, что гитарист Чеснаков вспарывает воздух между немногословными куплетами совершенно чудовищным по напряжению соло.
Благодаря новому диску былые летовские афоризмы житейского самоедства: «нас разрежут на части и намажут на хлеб», «асфальтовый завод пожирает мой лес», «майор нас передушит всех подряд» etc. — складываются в единственно верное понимание сложившейся ситуации, которое и выражено в последней песне альбома, — «нас поймали на волшебный крючок». Эта основополагающая уступка Летова — ключ к альбому, а может, и вообще ко всей деятельности «Обороны». Волшебный крючок — это и есть «вечная награда», это и есть «радость навсегда», как было сказано в самой бодрой композиции «ДСЖ» — «Песне о большом прожорище» (из которой, кстати, ясно, что едва ли все-таки это мы жрем, скорее все-таки это нас едят самым возмутительным поедом). Речь в данном случае идет не о примирении с жизнью, но о ее понимании. (Как ни странно, чем больше понимаешь, тем яростнее кричишь «х… на все на это и в небо по трубе!» - одно другому только в помощь.) Об этой полномасштабной догадке, кажется, писал Розанов: «Жизнь есть уступчивость, жизнь вообще есть кое-что, а не нечто».
Короче говоря, едва ли мы уже прорвемся на другую сторону — в конце концов, Джим Моррисон давно уже умер у нас на глазах. Поэтому все, что нам осталось, — шанс проснуться на другом берегу.
ИМХО моё Альбом так себе. Крепчаем,реанимация - клёво сильно и по делу. Собаки-избито,но тоже пойдёт-остальное -шлак.
Альбом очень среднинький,ближе к концу списка релизов группы. Для меня так.
Александр Калитюков - Зачем снятся сны (рецензия km.ru)
Альбом у одной из немногих по-настоящему независимых российских групп получился светлый искрящийся бодрый и резвый. Нынешнее творение отличается умиротворенным «добрым сиянием» и «пестрой сумятицей». Здесь движение аккурат «со скоростью мира» — Летов переходит совсем уже на макро-уровень восприятия реальности и бытовым земным вопросам отводится роль ироническая и курьёзная: «радостно в магазин», «празднично на футбол». Такой «танец для мертвых» сквозь толстое стекло отчуждения предлагается обывательской моделью поведения. Снисходительно посмеиваясь, перешагивает Егор через свой «веселый труп» напролом и наотрез в ураган внутреннего космоса. Обратной дороги нет, как нет и брода в этом сияющем пламени. Открывается альбом мощным гимном «Слава психонавтам», тем самым пионерам глубин сознания, дерзнувшим заглянуть в неизведанное. Сам Летов отдает дань уважения Артуру Ли, лидеру команды «Love» («И упал он этим летом, ослабели корпуса», трэк «Фейерверк») и Сиду Барретту («Pink Floyd»). Светлой памяти этих выдающихся музыкантов собственно и посвящена пластинка. Именно о подобного рода людях читает Наталья Чумакова летовский стих «Резвые» восторженным детским голосом. Тут все вполне в духе «Ста лет одиночества»: мало неба и земли, спички безумия, нелепые подвиги и драгоценные глупости, земляничные поляны и драконы в колодцах. Да-да, это те самые «озорные разноцветные свободные наши такие» под «Солнцем неспящих». Стих с лёгкой музыкальной подкладкой оставляет теплое и нежное ощущение, словно эдакая психоделическая сказка на ночь. Тема нового солнца, заданная в «Реанимации» получает продолжение и в мерном шаманском наговоре «Калейдоскоп»: «Солнце помогает мне / Мой калейдоскоп» с ошеломляющим бэк-вокалом Чумаковой, навроде Янки в «Like a rolling stone». Доброе сияние калейдоскопом «вертится, смеркается, плавится и беснуется», переходит в «кипучее движение игристого ума» будто аккумулятор, заряжающий вселенской метафизической энергией. Эта же вдохновенная энергия проявляется и в центральном трэке «Сияние», квинтэссенции всего альбома. Здесь в манере колыбельной рефлексирующим голосом Летов напевает о сияние, которое неизбежно «обрушится вниз», станет и судьбой, и душой, и землей, а, в конечном счете – самим тобой. Своей минималистской концепций песня напоминает «Мою оборону» только на новом витке восприятия – в глобальном масштабе пластмассовый мир никогда не победит, вот и обрушивается сияние, что твой солнечный зайчик. В песне «Потрясающий вид из окна» так и представляется: сидит Летов таким босховским Антонием у своего окошка, блаженно и всепонимающе, наблюдает «раздирающую радость», отстраненно и самодостаточно. А в «Куда мы есть» дружески подмигивает, подначивает:
«Давай посмотрим / Давай проверим – куда мы есть / Давай-ка глянем / Давай прикинем – где нам с тобой»
В плане аранжировок альбом интересен «советской» составляющей, вообще частенько всплывает мысль что слушаешь непостижимый сплав «Ста лет одиночества» со «Звездопадом». Вот играет красивейший инструментал «Где», и ты начинаешь мучительно вспоминать в каком же старом фильме мог его слышать, или какой древний ВИА его исполнял на эстраде. У меня лично в голове так и кружатся черно-белые фигурки в вальсе: то ли выпускники в школьной форме, то ли солдаты в земляных гимнастерках с хорошенькими медсестрами нескончаемым вечером после войны. Егор не может удержаться и подпевает этой мелодии из прошлого. Гремят раскаты грома и фигурки выбегают из душного помещения под хлещущие струи теплого июльского дождя… Проникновенная «К тебе» тоже кажется сочиненной в ту эпоху, так и просит приписки к репертуару Эдиты Станиславовны.
Отлично вписываются в пластинку и старые вещи боевых 80-х, подтверждая выбранный путь, «лишь одну тропинку» движения и развития: всё шире и шире с каждым разом. Это оригинальная «Я чувствую себя не в своих штанах» Олега Лищенко («Пик энд Клаксон) и древне-летовская космическая «Снаружи всех измерений», где смешок перед припевом и следующий за ним «огнедышаший голос» пробирают удивленными мурашками подобно исполнению раритетной «Открове» на концерте «XX Лет» в ДК Горбунова 2004 года.
Неожиданный и радостный привет из прошлого.
Завершается альбом поучительным манифестом «Осень»:
Что бы я ни сеял, о чем бы я не пел
Во что бы я ни верил, чего б я ни хотел
Куда бы я ни падал, с кем ни воевал
Никто не проиграл…
Вот уж точно – ни прибавить ни убавить. Каждое слово на своем месте. Во вселенском масштабе никто никогда не проигрывает, да и если выигрывает – то в самом себе. Потому и сидит святой Антоний, глядит насовсем ночью-ночью, под его ракитовым кустом круглый год осень, и ВСЁ ЭТО с ним.
P.S. Оформление диска – безупречное, «Ноев ковчег» Хикса и всякий иной наивный примитивизм на эту тему как нельзя кстати. Картонный бокс и толстенный буклет с фотографиями – отличнейший подарок для ценителей. Не забываем ещё и два бонусных видео-ролика премьеры «Слава психонавтам» и «Сияние» с концерта в Апельсине. «Выргород» постарался на славу, низкий поклон Алесу Валединскому за такую красоту.
ЗЫ Своё. Для меня лучший альбом ГО. Выкидываем открывашку и Танец для мёртвых. Остальное - если не шедевр в МИРОВОМ МАСШТАБЕ(специально для Яра пишу),то уж для России во все времена этот альбом-безграничное,красивое и доброе послание,умного,интелегентного человека,коим Егор БЕЗУСЛОВНО являлся.А уж если обратить внимание на год выхода альбома,то всё лично для меня становится понятно как день: И алиса,плодящая банальщину,и ЮЮ сбавивший обороты,а не признать этого , как мне кажется,нельзя? Или как?и тем более разные арии и киши простостоят в сторонке и курят бамбук.
я всё это отпечатаю и буду в метро читать вместо Достоевского!
ОК)
Ни фига себе подборочка, надо будет ознакомиться
интервью Летова (1990г)
-Повлияло ли на тебя творчество Башлачева? И что ты думаешь о его жизни и смерти?
-Мне кажется, что это самый великий рокер из всех, кто у нас в стране был. Когда я первый раз его услышал, повлияло страшнейше. Не то, что повлияло, я оти другого отталкивался и в музыке, и в текстах. От традиций "гаражной" музыки 60-х и от панка 80-х. А он к этому отношения не имеет. Он шел от русских корней, от русской словесности. Причем замешано это было на принципе "треш", не в смысле "металлический", а это понятие такое на Западе, "помойка" называется, когда идет один рифф и на нем начинается монотонный словесный наворот, типа шаманства, который нарастает, спадает и т.д. И к этому он подошел как-то внутренне. Песня "Егоркина былина" очень глобальна. Вот в этом смысле он на меня очень повлиял. Когда я в первый раз услышал в конце 1986 года, я очень удивился, как это можно так петь. Я тогда очень короткие песни, мелодичные, но злые и жесткие писал. А он занимался тем, что делал развернутые вещи минут на шесть, такой страшный поток сознания. Страшный, очень яркий, режущий, агрессивный. То, что к эстетике не имеет никакого отношения. Я считаю, что до сих пор его не понимают. Чем дальше, тем больше я нахожу что-то общее между ним и мной. Его можно понять, если находишь в себе то же самое, что и он находит. Я толком только недавно понял "Посошок". Это величайший человек, который был у нас. Когда мы встретились, в 1987 году, он мне очень не понравился. Это был убитый, совершенно разломанный, полностью уничтоженный человек, опустошенный совершенно. Я же тогда находился на пике энергии, то есть все еще верил, что можно что-то изменить, а он уже нет. Я тогда обломался. Сейчас его понимаю...
Февраль, я вижу ты большой знакок творчества Летова. Не мг бы дать ссылочку на форум ГО?
Кирпич
Тебе сюда : http://www.letov.org/
Отредактировано Февраль (2008-08-02 14:17:08)
"Звездопад"
Конечно же я послушал. Плохо? Хорошо? Всё не так! Всё не правильно! Белое безмолвие,казалось бы,кто лучше Высоцкого её спеть посмеет? Посмел. Игорь Летов. Я ничего не буду говорить более. Это стоит услышать. На дальней станции сойду,Шла война,Белое Безмолвие,я принял решение...,Солнце взойдёт. Послушайте и попробуйте после прослушивания сказать,что Он просто панк.Наврядли у вас получится утверждать такую чушь. Качайте: http://musicmp3.spb.ru/album/28802/zvezdopad.htm
Спасибо:)
Кто нибудь занет, сколько раз переиздавались коммунизмы?
Кто нибудь занет, сколько раз переиздавались коммунизмы?
КОММУНИЗМ
Сулейман Стальский (+бонусы) — 1988, 2005
Веселящий Газ (+бонусы) — 1988, 2005
Сатанизм (+бонусы) — 1989, 2005
Раньще никогда не видел концертов ГО. Сегодня скачал из инета один клип,но зато какой! Прыг-скок,исполненный в 2007 на концерте в Киеве. Клип не полностью(9 с лишним минут,а всего,видимо,минут 12)но главные моменты(2 шаманских танца Летова и поход "двинулось Тело кругами по комнате,без всяких усилий,Само по Себе..." на данной записи есть...Хотя и к-во записи чуть ниже среднего. Яростное шаманское камлание,завораживает,не хуже медальона гипнотизёра. Видно,что Летов прилично пьян,но это нисколько не портит песню,наоборот,добавляет ей искренности.
Я очень впечатлён...
Отредактировано Февраль (2008-09-03 16:34:52)
LARS,держи
ГО ЛУЧШЕЕ.
Порядок как придётся:)
РАННЕЕ
Поганая молодёжь
Поганая молодёжь– гимн.
Я выдуман напрочь
Снаружи всех измерений
Оптимизм
Оптимизм
На наших глазах
Я бесполезен
Кто ищет смысл
Игра в бисер перед Свиньями
детский мир
игра в бисер
Зоопарк
Ненавижу красный цвет
Он увидел солнце
Чужеродным элементом(частицей лжи)
Красный альбом
Открытая дверь
Среди заражённого логикой мира
Так далеко
Хорошо!!
Кого-то ещё
Полный пипец – стихотворение
Слепите мне маску
Здравствуй,Чёрный понедельник
Мышеловка
Бред
Дезертир
Жёлтая пресса
Мимикрия
Так же как раньше – стихотворение
Всё идёт по плану
Какое небо – стихотворение
Система
Второй эшелон
Государство
Боевой стимул
Боевой стимул
Кто сдохнет первым?
Самоотвод
Тоталитаризм
Мы лёд – один из моих гимнов
Насрать на моё лицо
Западло
Тоталитаризм
Эй,брат любер!
Как жить – стихотворение (читает Янка)
Так закалялась сталь
Новый 37-ой
Солдатами не рождаются
Харакири
Некрофилия
Какое мне дело?
Некрофилия
Перемена погоды
Раздражение
РУССКОЕ ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
ВЕСЬ КРОМЕ:
КАК СМЕТАНА
И СНОВА ТЕМНО
ЗДОРОВО И ВЕЧНО - ВЕСЬ
СЕРЕДИННЫЙ ПЕРИОД
ПРЫГ СКОК (ДЕТСКИЕ ПЕСЕНКИ)
ВЕСЬ КРОМЕ:
Жека уже в Гамбурге
100 Лет одиночества - ВЕСЬ
НЛБ
ВЕСЬ КРОМЕ
Бога нет
Про Любовь
СОЛНЦЕВОРОТ
ВЕСЬ КРОМЕ:
Так
Родина(хотя под вопросом)
НОВЬЁ
ДСЖ
Приказ № 227
Без меня
Чужое
ДСЖ
Всел.Бльш.Любовь
На той стороне
Белые солдаты
Реанимация
Крепчаем
Реанимация
Собаки
Убивать
ЗСС?
ВЕСЬ КРОМЕ:
Слава Психонавтам
Песни для мёртвых
Отредактировано Февраль (2009-01-16 20:35:09)
О, Кирилл, наше вам мерси, аригато и данке!
О,а можно мне тоже?))спасибо)
Ваше Любимое? | Не формат | 2008-11-01 |
Фильмы с участием рок-музыкантов | Околомузыкальные новости | 2010-08-27 |
Цитаты русского рока... | Околомузыкальные новости | 2011-05-10 |
Что вы сейчас слушаете. Та закончилась) | Не формат | 2023-06-06 |
КИНО | Рок-клуб | 2010-08-15 |
Вы здесь » Эта музыка будет вечной... » Рок-клуб » Гражданская оборона